Таможенный кодекс евразийского экономического союза принят. Вступил в силу таможенный кодекс еаэс. Систематизированы положения деятельности лиц в сфере таможенного дела

1 января 2018 г. вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Принятие документа неоднократно откладывалось из-за согласований позиций стран-участниц объединения. Председатель Ассоциации таможенных представителей Беларуси Сергей Борисюк рассказал «Евразия.Эксперт» о том, что изменится после выступления Кодекса в силу и об участии бизнес-сообщества в его подготовке.

- Сергей Валерьевич, какие функции выполняет Ассоциация таможенных представителей Беларуси?

Ассоциация таможенных представителей Республики Беларусь была основана в 2011 г. в целях содействия консолидации участников внешнеэкономической деятельности, в том числе, оказывающих услуги в сфере таможенного дела.

Одной из приоритетных задач Ассоциации является защита, координация и представление профессиональных интересов бизнес-сообщества в таможенных и иных государственных органах Республики Беларусь, а также иностранных, международных государственных и общественных организациях.

Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что Ассоциация – это институт, способный оказать необходимую поддержку ее участникам, как в вопросах проведения анализа проблемных ситуаций, возникающих в их деятельности, и предложения оптимальных путей решения, так и в вопросах оказания безвозмездной экспертной правовой помощи по вопросам применения таможенного законодательства.

Председатель Ассоциации таможенных представителей Беларуси Сергей Борисюк.

- Какие, как правило, вопросы возникают у Ваших участников?

Среди наиболее значимых вопросов, поступивших в Ассоциацию, которые потребовали не только детального анализа законодательства, но и помощи в подготовке документов для обращения в различные инстанции, можно выделить вопросы, связанные со страхованием деятельности таможенных представителей, декларированием товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также касающиеся солидарной обязанности таможенных представителей при выявлении фактов нарушения таможенного законодательства после выпуска товаров.

Учитывая, что в состав Экспертного клуба Ассоциации входят практики, которые проработали в системе таможенных органов Беларуси длительный период, в том числе более 20 лет, а также эксперты из других государств-членов ЕАЭС, можно быть уверенным в качестве проработки возникающих вопросов.

- Кто может войти в состав Ассоциации, есть ли какие-то требования к участникам внешнеэкономической деятельности?

Ассоциация имеет широкую сферу деятельности и в настоящее время объединяет участников, среди которых крупнейшие транспортно-логистические компании страны, уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, таможенные перевозчики, а также компании, осуществляющие иную деятельность, связанную с организацией, представлением и обеспечением бизнеса в таможенной сфере. Каких-то специальных требований к участникам внешнеэкономической деятельности нет, мы открыты к сотрудничеству.

- С 1 января 2018 г. вступит в действие новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Как проходила подготовка кодекса? С какими трудностями сталкивались те, кто принимал участие в его создании?

Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 2010 г. был пройден первый этап формирования Таможенного союза, краеугольным камнем которого стал Таможенный кодекс Таможенного союза.

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал создания нового глобального документа, предусматривающего оптимизацию таможенных операций, дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в рамках Союза международных соглашений.

Работа над поправками в Таможенный кодекс Таможенного союза, а затем разработка проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза велась несколько лет. Стран-участниц ЕАЭС становилось больше, мнения разнились, ранее согласованные подходы неоднократно пересматривались.

Работа по подготовке Кодекса велась Рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии, в состав которой вошли представители ЕЭК, государственных органов государств-членов и бизнес-сообщества Союза.

Представители Ассоциации принимали активное участие в разработке Таможенного кодекса ЕАЭС и различных актов, регулирующих таможенные правоотношения на наднациональном уровне.

- Какие наиболее важные изменения, на Ваш взгляд, принесет новый кодекс?

- Оптимизация механизма совершения таможенных операций за счет их информатизации и автоматизации, применение механизма «единого окна», смещение акцентов контроля на этап после выпуска товаров, возможность применения уведомительного принципа во взаимоотношениях «бизнес – таможня», а также ряд других новелл Кодекса не раз озвучивались.

Но, насколько эффективным будет их применение, ответить сложно, ведь еще не закончена работа по приведению в соответствие с Кодексом как Союзных актов, так и национальных законодательств, призванных обеспечить реализацию данных норм.

Кстати, в тексте Таможенного кодекса ЕАЭС упоминание о национальном законодательстве встречается около 1000 раз! Также не нужно забывать о правоприменительной практике, которая может различаться в двух таможнях, не говоря о таможенных службах государств-членов Союза.

На мой взгляд, в государстве, где по аналогии с практикой Евразийской экономической комиссии, представители бизнеса принимают участие в разработке актов национального уровня, будет подготовлен качественный документ, отвечающий интересам государства и бизнеса. При этом, участие представителей бизнес-сообщества обязательно, как при обсуждении концепции, так и при подготовке самого нормативно-правового акта.

Если говорить о практических преимуществах Кодекса для бизнеса – это реальное сокращение сроков совершения отдельных таможенных операций.

Например, по действующей редакции Кодекса выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары. То есть, по сути, 2 дня. В новом Кодексе предусмотрено, что выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

Понятно, что эти сроки могут быть продлены. Но перечень случаев продления строго ограничен.

- Какие изменения следует ожидать уполномоченным экономическим операторам?

Деятельность уполномоченного экономического оператора (УЭО) претерпит серьезные изменения.

Первое нововведение – выдача свидетельств о включении в реестр уполномоченных экономических операторов трех типов. В зависимости от типа свидетельства УЭО различаются условия включения в реестр УЭО, а также предоставляется разный набор специальных упрощений.

Второе – определены 12 условий включения в реестр УЭО. При этом для каждого типа свидетельства будет свой конкретный перечень таких условий.

И третье, главное для бизнеса, ради чего это все делалось. Сейчас, по действующему Таможенному кодексу Таможенного союза, у УЭО только 4 упрощения. Это – временное хранение товаров на территориях УЭО, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенных операций, связных с выпуском товаров, на территориях УЭО, иные упрощения, определенные таможенным законодательством Союза. В новом Кодексе перечень упрощений, предоставляемых УЭО, расширен до 17 специальных упрощений, которые скомпонованы по типам свидетельств и касаются совершения таможенных операций.

Следует отметить, что заложенные в Кодексе упрощения для белорусского бизнеса не новы. В целом, они незначительно отличаются от применяемых в настоящее время в Беларуси.

Еще один важный момент – условия получения статуса УЭО в ЕАЭС максимально гармонизированы с условиями получения такого статуса в государствах, входящих в состав ЕС. Данное обстоятельство позволяет надеяться на появление в ближайшее время документов, определяющих основы взаимного признания уполномоченных экономических операторов таможенными администрациями стран ЕС и ЕАЭС. Преимущества очевидны.

- В случае возникновения вопросов, которые не урегулированы Таможенным кодексом ЕАЭС, как будут разрешаться такие вопросы?

Законодательство не может быть настолько идеальным, что его применение всегда будет беспроблемным. Оно регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются под воздействием экономики, политики, технического прогресса. Но это совсем не означает, что возникающие при применении норм законодательства проблемы неразрешимы.

Кодекс содержит положения, предусматривающие, что при наличии вопросов, неурегулированных таможенным законодательством Союза, они регламентируются на уровне национального законодательства.

Кроме того, вопросы, касающиеся налогового законодательства, административной и уголовной ответственности, судопроизводства, обжалования действий и бездействий должностных лиц, регулируются только национальным законодательством.

Также государствам-членам Союза предоставлено право оптимизации условий совершения таможенных операций. Например, могут быть уменьшены сроки таможенных операций, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС, установлены дополнительные условия в ряде таможенных операций либо определены различные технологические аспекты в деятельности таможенных органов.

- Как осуществляется взаимодействие бизнеса с таможенными органами в ходе нормотворческой деятельности?

Представители бизнес-сообщества принимают участие в ходе работы над проектами нормативно-правовых актов только на этапе их согласования. При этом хочется отметить, что сроки, которые отводятся на согласование проектов, недостаточны для того, чтобы сформировать качественную позицию бизнес-сообщества. Такая позиция должна быть консолидирована, то есть согласована со всеми участниками Ассоциации и обоснована. В целом, для проведения такой работы требуется не менее 2 недель. На практике же такой срок гораздо меньше.

Серьезные и глобальные документы требуют тщательной проработки и анализа, а также участия представителей бизнес-сообщества на протяжении всего процесса работы над нормативным правовым актом. Чем раньше начнется эта работа, тем качественней может быть сформирована позиция, учитывающая интересы бизнеса и государства.

Практики, как никто другой, понимают, что именно нужно изменить в действующих актах для устранения имеющихся барьеров и повышения эффективности работы бизнеса. Именно поэтому, в целях оптимизации взаимодействия белорусских деловых кругов в таможенной сфере, в составе Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» был создан Комитет по вопросам правоотношений в сфере таможенного дела.

Только путем совершенствования сотрудничества между государственными органами и бизнес-сообществом можно добиться конструктивного диалога, максимально устранить коллизии и пробелы в законодательстве, а также приблизить правоприменительную практику к мировым стандартам.

Беседовала Юлия Рулева

Новый, 2018 год станет знаковым в таможенной сфере для стран Евразийского экономического союза - с 1 января должен вступить в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Корреспондент БЕЛТА с помощью первого заместителя Председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Владимира Орловского собрала в один материал основные нововведения, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Работа над проектом

Подготовкой проекта Таможенного кодекса ЕАЭС занималась рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии. В ее состав вошли представители ЕЭК, органов госуправления и бизнес-сообщества стран – участниц интеграционного объединения.

«Работа была напряженной. Мы провели два этапа внутригосударственных согласований, в ходе которых сторонами было внесено более 2 тыс. поправок. Все вопросы мы отработали. Наиболее сложные рассматривались на заседаниях Совета ЕЭК и Евразийского межправсовета», – рассказал Владимир Орловский .

Он подчеркнул, что с самого начала работы над документом активное участие в процессе принимали представители бизнеса всех пяти стран – участниц ЕАЭС. «Это первый пример разработки столь серьезного и всеобъемлющего документа с настолько активным участием деловых кругов», – отметил первый заместитель Председателя ГТК.

В новый кодекс кодифицированы около 20 действующих международных договоров. «На протяжении последних шести лет были попытки внесения изменений в эти документы, что не всегда удавалось. Таможенный кодекс ЕАЭС включил в себя все необходимые изменения, устранив правовые коллизии и пробелы», – пояснил Владимир Орловский.

ТК ЕАЭС – это документ прямого действия, в основу которого легли лучшие стандарты и передовые практики таможенного дела, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения ВТО об упрощении процедур торговли.

Структура нового кодекса отличается от действующего в настоящий момент Таможенного кодекса Таможенного союза. Терминология и нормы согласованы с Договором о ЕАЭС. Кодекс включает 9 разделов, 61 главу, 465 статей, 2 приложения.

«Таможенный кодекс ЕАЭС – стратегически важный документ, который будет способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала ЕАЭС», – заверил Владимир Орловский.

Таможенное декларирование и выпуск товаров

В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», – подчеркнул Владимир Орловский.

Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля – без участия сотрудников таможни»,

Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.

Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров – до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», – пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров»,

Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.

Таможенный контроль

Согласно новому кодексу, при проведении контроля таможенные органы будут исходить из принципа выборочности, а также использования системы управления рисками.

В Таможенном кодексе ЕАЭС сокращено количество форм таможенного контроля – с 12 до 7.

Также в документе заложены нормы, направленные на дальнейшее развитие системы посттаможенного контроля, позволяющие минимизировать контроль на этапе оформления и проверять отдельные сведения в дальнейшем.

Таможенные процедуры

В ТК ЕАЭС заложено единое описание всех таможенных процедур и единообразно определены условия помещения и использования товаров в таможенных процедурах, а также завершение, приостановление и прекращение их действия, что создает четкие и понятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

В документ включены положения о таможенных процедурах свободной таможенной зоны и таможенного склада, которые сейчас регулируются отдельными международными соглашениями, а также о специальной таможенной процедуре, она на данный момент регулируется решением ЕЭК.

Помимо этого, кодекс расширяет географию использования товаров, ввезенных временно с освобождением от уплаты таможенных платежей. «По действующему кодексу такие товары могут использоваться только на территории государств, где оформлен товар. После вступления ТК ЕАЭС их можно будет использовать на всей территории союза», – пояснил Владимир Орловский.

Таможенный транзит

«Беларусь – транзитная страна, 70% партий товаров ввозится в наше государство с целью транзита, поэтому создание максимально удобных условий для перевозки транзитных грузов было особенно важно для белорусской стороны, когда готовился Таможенный кодекс ЕАЭС. Соответственно, белорусские специалисты максимально вносили предложения об упрощении процедуры транзита», – отметил первый зампред ГТК.

Так, одно из нововведений – возможность предоставления предварительной информации в виде электронного документа без предоставления бумажного варианта. Электронный документ может использоваться при уведомлении о прибытии товара, помещении на временное хранение и таможенном декларировании.

Упрощен порядок заявления сведений при прибытии. «Если в представленных в пункте пропуска на границе документах не будут содержаться все необходимые сведения, перевозчик сможет их заявить путем самостоятельной подачи заявления в произвольной форме, а не дожидаться поступления этих сведений, например, от иностранного отправителя. Это особенно важно, когда товар следует в выходные дни, в ночное время. Сейчас, если какого-то документа нет, необходимо ждать, пока начнет работать фирма-отправитель», – рассказал Владимир Орловский.

По инициативе белорусской стороны в кодекс включена такая инновация, как сокращение максимального времени процедуры закрытия транзита в пункте назначения до 4 часов. Также регламентированы подходы при совершении мультимодальных перевозок. «Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, то декларантом сможет являться одно лицо, которое один раз задекларировало товар», – пояснил он.

Новым кодексом закреплена возможность в национальном законодательстве применять так называемую бестранзитную технологию. «Элементы этой технологии мы уже применяли, но в порядке эксперимента. Теперь мы можем это делать на постоянной основе и в отдельных случаях перемещать товар по территории страны без помещения под процедуру транзита. Речь в первую очередь идет о перемещении товаров в пограничные транспортно-логистические центры», – пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, документом закреплены отдельные случаи использования иностранных транспортных средств во внутренних перевозках по территории союза. Таким образом, унифицированы подходы таможенного и транспортного законодательств. «Ранее транспортное законодательство позволяло осуществлять такие перевозки, таможенное – не позволяло. Применение этой нормы позволит сократить количество так называемых пустых ходок и по полной использовать транспортные средства при перемещении по территории Союза», – рассказал первый зампред ГТК.

Свободная таможенная зона

По словам Владимира Орловского, существенно переработаны положения о процедуре свободной таможенной зоны. Предусмотрена возможность вывоза резидентами СЭЗ товаров, помещенных под процедуру СТЗ, без ее завершения в целях создания так называемых технологических цепочек. «Т.е. если не все операции можно провести в свободной экономической зоне, а нужно ехать на какое-либо предприятие, такая возможность появится без закрытия процедуры транзита, уплаты платежей. Нужно будет уведомить таможенный орган, вывезти товар, завезти обратно и продолжать переработку», – пояснил он.

Не менее существенное новшество – возможность снятия отдельных категорий товаров с таможенного контроля без завершения таможенной процедуры СТЗ и уплаты таможенных платежей. В первую очередь это касается расходных материалов, которые используются на строительство зданий на территории СЭЗ, на ремонт оборудования. Ранее товары, которые были использованы, продолжали стоять на контроле. Новый кодекс позволит снимать такие товары с контроля без таможенного декларирования.

Кодексом урегулирована еще одна проблема отечественных резидентов СЭЗ: разрешена передача товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, иным лицам для технического обслуживания, ремонта либо проведения испытаний. Ранее нужно было закрывать процедуру. «Это поспособствует созданию дополнительных комфортных условий для осуществления резидентами СЭЗ своей деятельности без необходимости прибегать к обременительным процедурам», – заверил Владимир Орловский.

В Таможенном кодексе ЕАЭС также закреплены нормы, которые позволяют белорусским СЭЗ на отдельных участках в некоторых регионах пользоваться преимуществами логистических и портовых зон.

Кроме того, кодексом предусмотрено создание в государствах еще одного вида зон с особым правовым статусом – так называемых территориальных свободных экономических зон. Это зоны с наибольшими упрощениями, но количество таких зон в каждом государстве регламентировано Таможенным кодексом ЕАЭС. Для Беларуси определена возможность деятельности двух таких СЭЗ, для России – трех, для Армении, Казахстана и Кыргызстана – по одной. По словам Владимира Орловского, с одной зоной Беларусь уже определилась. Это будет территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Какая территория будет второй, еще предстоит установить.

Деятельность в сфере таможенного дела

Новым кодексом усовершенствована деятельность лиц в сфере таможенного дела. Так, в случае если лицо, осуществляющее деятельность в качестве таможенного представителя или таможенного перевозчика одновременно будет являться уполномоченным экономическим оператором, то финансовая гарантия будет предоставляться однократно, а не по каждому виду деятельности. Это снизит финансовую нагрузку на субъекты хозяйствования.

Для таможенного представителя уже принято решение о снижении финансовой гарантии с 1 млн до 500 тыс. евро.

Институт уполномоченного экономического оператора

Принципиально новое развитие получил институт уполномоченного экономического оператора. Если Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает 4 упрощения, то ТК ЕАЭС – 17. Какими из них сможет воспользоваться уполномоченный экономический оператор, будет зависеть от вида УЭО, который выберет субъект. «Особенно это важно для Беларуси, т.к. у нас в настоящее время больше всего УЭО – 323. Для сравнения: в России их 150, в Казахстане, Кыргызстане – по 3, в Армении – 2», – рассказал Владимир Орловский.

В Беларуси статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом путем выдачи свидетельства о включении в реестр. Субъект хозяйствования c соответствующим статусом в настоящее время может пользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территориях УЭО; иными упрощениями, определенными таможенным законодательством союза.

Владимир Орловский назвал несколько новых упрощений, которые предусмотрены для УЭО новым кодексом. «Прежде всего это первоочередное оформление товаров оператора. Причем как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления. Кроме того, будет разрешена доставка товаров с границы на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения, где находится пункт таможенного оформления. Это серьезная норма, достаточно сказать, что у нас около 40% импорта оформляется УЭО, – рассказал он. – Мы смотрели цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие – около 250 грузовиков в сутки. Конечно, это скажется на работе действующих складов временного хранения. Но все знали заранее об этой норме, должны перестраиваться». Еще одним упрощением станет уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе. Т.е. субъект хозяйствования сможет не только доставить товар на свой склад, но и, уведомив таможенный орган, этот товар выгрузить и использовать.

Первый зампред ГТК подчеркнул, что два года после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС субъекты хозяйствования, имеющие статус УОЭ в настоящее время, смогут пользоваться всеми теми упрощениями, которыми пользовались до 1 января 2018 года. Плюс упрощением, касающимся доставки товаров с границы на территорию своего предприятия. Чтобы использовать остальные упрощения, необходимо будет перерегистрироваться и получить статус одного из видов. Кстати, максимальные упрощения предусмотрены для третьего типа.

Особенно важно то, что со вступлением ТК ЕАЭС в силу упрощения, связанные со статусом УЭО, субъект хозяйствования сможет использовать на всей территории союза, а не только в стране, где он этот статус получил. Но такой возможностью смогут пользоваться только те компании, которые получили статус или перерегистрировали его после 1 января 2018 года.

При этом изменится порядок включения в реестр УЭО. «Т.к. статус будет действовать не только на территории своего государства, в кодексе заложены механизмы, по которым каждая страна сможет осуществить свой контроль в отношении того, кого планируется включить в реестр. Эта процедура несколько увеличит сроки принятия решений», – пояснил Владимир Орловский.

Также кодексом предусмотрено поэтапное снижение суммы финансового обеспечения, наличие которой является условием включения в реестр УЭО. Если сейчас такое обеспечение 1 млн евро, то в течение шести лет оно будет снижаться до 150 тыс. евро. «Срок нахождения в статусе действующего УОЭ будет засчитываться в этот период, поэтому у наших уполномоченных, которые долго пользуются статусом, преимущество можно будет ощутить в ближайшее время», – рассказал первый зампред ГТК.

Кроме того, новым документом предусмотрен альтернативный вариант обеспечения – подтверждение финансовой устойчивости организации. ЕЭК разработана система оценки финансовых показателей. Если предприятия будут им соответствовать, им не нужно будет вносить обеспечение.

Правовые акты в развитие кодекса

Чтобы кодекс заработал в полную силу, необходимо принять пакет решений Евразийской экономической комиссии по вопросам, которые документом отнесены к ее компетенции, а также урегулировать ряд отсылочных норм, отправленных для определения на национальном уровне.

Что касается ЕЭК, все первостепенные решения, а их 28, приняты.

«После того, как в апреле белорусской стороной был подписан Таможенный кодекс, мы разработали проект указа, в котором реализовали ряд отсылочных норм. Над данным документом, как и над проектом кодекса, мы работали в тесном взаимодействии с бизнесом. Долго его обсуждали, у нас было несколько вариантов. В итоге постарались максимально учесть интересы бизнеса в тех пределах, которые нам разрешает Таможенный кодекс», – отметил Владимир Орловский. По его словам, окончательный вариант согласован большинством госорганов, сейчас документ находится на завершающей стадии согласования.

Владимир Орловский констатировал, что проект указа содержит около 80 норм прямого действия. Кроме того, 20 вопросов отнесены к компетенции Государственного таможенного комитета, 10 – к вопросам Правительства. Также проектом указа вносятся изменения в 15 действующих указов, регулирующих вопросы функционирования свободных экономических зон, магазинов беспошлинной торговли, перемещения товаров физическими лицами и ряд других.

«В настоящее время разработан проект постановления Совета Министров, который дальше детально определяет нормы не только кодекса, но и проекта указа. В ближайшее время мы вместе с госорганами и бизнесом работу над документом завершим», – сказал Владимир Орловский.

Таким образом, была проделана комплексная работа по адаптации нового кодекса в условиях применения национального законодательства. «Эта работа будет продолжена. В следующем году стоит задача разработать новую редакцию Закона «О таможенном регулировании», в котором будут прописаны отсылочные нормы Таможенного кодекса ЕАЭС», – сказал первый зампред.

Нормы беспошлинного ввоза

Одним из решений, отнесенных Таможенным кодексом ЕАЭС к компетенции ЕЭК, стало определение норм беспошлинного ввоза товаров. Весь 2018 год будут действовать существующие нормы – беспошлинно можно будет ввозить товары общей суммой не более 1,5 тыс. евро и весом до 50 кг.

В дальнейшем будут поэтапно снижаться весовые и стоимостные лимиты беспошлинного ввоза товаров в сопровождаемом багаже любым видом транспорта, кроме воздушного. С января 2019 года они снизятся до 1 тыс. евро и 50 кг соответственно, с 1 января 2020-го – до 750 евро и 35 кг. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг. Изменения не коснулись товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС в сопровождаемом багаже авиатранспортом. Путешествуя самолетом, беспошлинно привезти с собой из-за рубежа по-прежнему можно будет покупки на сумму до 10 тыс. евро и весом не более 50 кг.

В концепцию поэтапного снижения лимитов попали и товары, доставка которых покупателю из-за рубежа осуществляется посредством международных почтовых отправлений или перевозчиком, в том числе покупки в зарубежных интернет-магазинах. Согласно решению Совета ЕЭК, с 1 января 2018 года установлен лимит на такие товары в 1 тыс. евро и 31 кг в течение одного календарного месяца. С 1 января 2019 года в течение одного календарного месяца без уплаты таможенных пошлин, налогов можно будет заказать товары на общую сумму до 500 евро и весом не более 31 кг. С 1 января 2020 года нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 евро и 31 кг. При этом будут сняты все ограничения по времени и количеству заказов.

Кроме того, вместе с нормами беспошлинного ввоза с 1 января 2020 года будет существенно снижена величина таможенной пошлины за превышение лимитов. Если в 2018-2019 годах за превышение нормы придется заплатить 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы, то уже в 2020-м – 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг перевеса.

При этом на откуп национального законодательства отдана возможность введения дополнительных ограничений, снижающих нормы беспошлинного ввоза. «В Беларуси решение по данному вопросу планируется принять в ближайшее время», – сказал Владимир Орловский

В настоящее время в странах ЕАЭС действуют разные нормы. В Казахстане, Кыргызстане и России порог беспошлинного ввоза составляет 1 тыс. евро, в Армении – 200 тыс. драм (около 350 евро), в Беларуси – 22 евро.

Магазины duty free

Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено, что товары в магазинах duty free можно будет покупать не только при выезде, но и при въезде в ЕАЭС.

«Новая норма: товары в магазинах беспошлинной торговли могут реализовываться не только при выезде физлиц из страны, как действует сейчас, но и при въезде в ЕАЭС. Но кодексом такая возможность прописана только в аэропортах и морских портах», – сказал Владимир Орловский.

При этом первый заместитель председателя ГТК обратил внимание, что кодексом предусмотрена норма, согласно которой в магазинах, расположенных на въезд, алкоголь и табак будут продаваться в установленных нормах беспошлинного ввоза. «Т.е. не любое количество, как при выезде, а только в рамках беспошлинного ввоза. Если, например, норма беспошлинного ввоза алкоголя 3 л, значит, не более 3 л», – пояснил он.

_ Надежда Тынникова, сотрудник Евразийского сектора ЦКЕМИ НИУ-ВШЭ. Москва, 10 ноября 2017 г.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) – это международная организация региональной экономической интеграции, в рамках которой поставлена задача создать полноформатный экономический союз без изъятий и ограничений. Интеграционное объединение прошло этап зоны свободной торговли, создав в 2010 году полноформатный Таможенный союз. Затем в 2012 году были подписаны соглашения, которые легли в основу Единого экономического пространства, и на этой основе было принято решение о создании полноценного экономического союза. ЕАЭС включает в себя 5 государств-членов: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан.

Основным правовым документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС).

Раздел VIII Договора о ЕАЭС предусматривает единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), а также другими международными договорами и актами. Таможенный кодекс является кодифицированным нормативно-правовым актом, определяющим правила взаимодействия органов в сфере таможенного обращения в рамках Союза. ТК ТС обеспечивает упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и поставок товаров в пределах Союза .

Главы государств-членов ЕАЭС в конце 2016 года попытались принять новый вариант Таможенного кодекса, разработка и согласование которого заняли около трех лет. Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) заменит Таможенный кодекс Таможенного союза, который был принят в 2009 году. Новый документ предусматривает переход на единое таможенное регулирование в рамках Евразийского экономического союза. Новый Таможенный кодекс вступит в силу с 1 января 2018 года.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит на 83 статьи больше, чем Таможенный кодекс Таможенного союза. Также, стоит отметить, что ТК ТС делился на части: общая часть и специальная часть, в новом кодексе такого деления нет, но присутствует 4 приложения .

ТК ЕАЭС предусматривает ряд изменений: упрощение таможенных операций; введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования – декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора. Ключевые нововведения ТК ЕЭАС можно увидеть на рисунке 1.

Рис.1. Нововведения ТК ЕАЭС

С принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС власти и бизнес, принимавший в его разработке активное участие, связывают большие надежды. Ожидается, что применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», позволит существенно активизировать деятельность связанных с внешними рынками предприятий.

Главное нововведение кодекса – существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора. Изменения, которые принесет с собой новый ТК, сводятся к трем основным пунктам: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс – от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот. После введения нового ТК все будет наоборот: основные таможенные процедуры будут осуществляться в электронном виде, а бумага будет их дублировать.

Еще одно новшество – повышение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Его могут получить организации, которые соответствуют определенным критериями и пользуются доверием таможенных органов. Таким компаниям предоставляется возможность пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе. Новый кодекс рассматривает уполномоченных операторов не как потенциальных нарушителей, а как партнеров государства, которые ведут прозрачный бизнес, а потому пристального внимания со стороны контролирующих органов не требуют. В итоге таможенники смогут не отвлекать ресурсы на работу с законопослушными организациями, а сосредоточиться на реальных нарушителях .

Традиционно на таможенной территории Таможенного союза уполномоченный экономический оператор имел только один тип свидетельства и 4 упрощения, ТК ЕАЭС предлагает участникам внешнеэкономической деятельности 4 вида свидетельств и до 13 упрощений включительно в зависимости от типа свидетельства. Также, если в ТК ТС статус уполномоченного экономического оператора признавался только на территории одного государства-члена Союза, то после вступления в юридическую силу ТК ЕАЭС статус уполномоченного экономического оператора будет признаваться на всей территории Союза .

В целом таможенное регулирование теперь в основном будет осуществлять на наднациональном уровне, а на национальном уровне останутся, главным образом, технические моменты. Так, на союзном уровне, не будут регулироваться структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования, которые относятся к национальным прерогативам.

В соответствии с ТК ТС выпуск товаров производится должном лицом таможенного органа, новый же ТК ЕАЭС говорит о том, что выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа. Существенно различаются старый и новый кодексы в вопросах лиц, имеющих права на специальные упрощения. Так, ТК ТС называет только одного участника внешнеэкономической деятельности – это декларант, ТК ЕАЭС расширяет этот список и включает в него не только декларанта, но и перевозчика, таможенного представителя, экспедитора и владельцев складов временного хранения (СВХ).

В заключение хотелось бы отметить, что новый ТК ЕАЭС дает определенные преимущества не только таможенным органам, но и бизнесу. Юридически в ТК ЕАЭС закреплены следующее:

  • расширение состава лиц (импортер, экспортер, перевозчик, экспедитор, таможенный представитель, владелец СВХ);
  • разделение по типам свидетельств УЭО;
  • расширенный перечень специальных упрощений;
  • применение упрощений на всей территории ЕАЭС;
  • упорядочение внутреннего контроля, что минимизирует риски нарушений.

Таким образом, инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС, значительно упрощающего и ускоряющего проведение таможенных операций, позволяет надеяться, что его введение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик. А передача большей части таможенных полномочий на союзный уровень будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции и ее качественному развитию.

Успешное функционирование и устойчивость ЕАЭС как интеграционного объединения поможет государствам-участникам занять свое место и отстоять свои интересы в мировой экономической системе.

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Иными словами, теперь документ имеет юридическую силу. Он вступит в силу после получения уведомлений о ратификации другими участниками ЕврАзЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения). Ожидается, что это произойдет в начале января 2018 года, передает корреспондент «МИР 24» Максим Драгнев.

Все пункты таможни теперь будут работать по единым правилам – это касается и платежей, и взаимодействия с госорганами. Жители стран ЕврАзЭС наверняка почувствуют изменения на себе – они станут быстрее проходить таможню. Также ускорится доставка товаров и грузов.

Договором предусматривается перевод всех таможенных процедур в электронный формат и электронное декларирование. По словам разработчиков, это позволит исключить человеческий фактор.

«Новый таможенный кодекс содержит ряд нововведений, в том числе касающихся упрощения таможенных процедур. Максимальный перевод таможенных операций в электронный вид, использование механизма одного окна при работе с документами, сокращение сроков выпуска товаров, предоставление отсрочки при уплате таможенных пошлин и другие», – заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Мухарбий Ульбашев.

Ратифицировали документ единогласно. К инициативе возник единственный вопрос – как ЕврАзЭС будет бороться с попытками ввезти какой-то запрещенный товар через третьи страны. Замглавы Минфина Илья Трунин заверил, что соответствующие инструменты у интеграционного объединения есть.

Вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении странами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее 1 июля 2017 года.

ТК ЕАЭС включает 9 разделов и 61 главу. А в приложениях содержатся порядок взаимодействия таможенных органов государств – членов ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих действие.

В чем отличие получения налоговых вычетов по НДС при ввозе товаров с территории ЕАЭС по сравнению с остальными случаями импорта? Узнайте ответ из материала "Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории Таможенного союза (ЕАЭС)" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

В числе основных новшеств: электронное таможенное декларирование, а также наделение Евразийской экономической комиссии правом устанавливать нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. Напомним, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – международная организация региональной экономической интеграции, выступающая субъектом международных отношений,