Описание метода контент-анализ. Контент-анализ текста. Метод и его описание Контент анализ в психологии описание

В наше время, когда информация стала основным богатством, особенное значение приобретают методы, нацеленные на исследование разнообразных ее источников. К таковым относится и контент-анализ, который применяется в отношении не только документации, но и прочих данных.

Что это такое?

Так называют специальный метод, используемый для изучения текстовой и графической информации. Суть его в том, что все эти показатели переводят в количественное исчисление, а уж потом анализируют, применяя для этого более-менее стандартные математические методы и модели. Вполне естественно, что контент-анализ отличается большой строгостью, систематизацией подхода.

Если говорить совсем научно, то сущность метода состоит в «классификации единиц содержания», которая впоследствии может быть изучена. Кроме того, нередко можно встретить понятие «квантификация данных», что подразумевает все то же самое: разбиение информации на малые количественные единицы с целью ее лучшего восприятия.

В качестве объектов анализа могут выступать, к примеру, содержание цифровых и печатных СМИ во всем их многообразии, записи публичных выступлений, материалы рекламного характера и даже анкеты, заполняемые добровольными помощниками.

Когда он появился?

Вообще, когда же появился контент-анализ? Произошло это в США, где его сравнительно активно начали применять, начиная с 30-х годов прошлого века. Впервые на «вооружение» его взяла журналистика, а уж потом - литераторы. Основные положения учения в то же время были разработаны учеными-социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Первый использовал свои же работы в области эффективной пропаганды. Именно он продолжил модернизировать и совершенствовать разработанный им самим же способ, уделяя особенное внимание систематизации получаемых сведений и их разбиению на простейшие блоки (для облегчения их усвоения).

Совсем неудивительно, что массовое развитие СМИ, как никогда, подстегнуло контент-анализ во всем мире. И это во многом помогло союзникам во Второй мировой войне: они широко использовали положения теории для ведения эффективной пропагандистской деятельности, а также в разведывательных целях.

Работы Берелсона

Но не стоит предполагать, что компаньон Лассуэлла все это время сидел сложа руки. Именно Б. Берелсон провел полную систематизацию их совместных работ, подытожив результаты в собственной книге «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях», которую написал в 50-х годах. Он не только определил непосредственный алгоритм действий, но и подробно описал его различные виды, а также вывел специальные критерии и единицы.

Неудивительно, что произведение Берелсона до сих пор используется специалистами в любой области, где хотя бы теоретически требуется контент-анализ. Как метод исследования он стал чрезвычайно распространен, так что в последние годы его активно берут на вооружение даже те научные отрасли, где ранее эта методика не использовалась.

Так, Ч. Осгуда в 1959 году создает методику «связанности символов», согласно которой и поныне ученые выявляют те моменты в выступлениях и печатных изданиях, которые не несут общего смысла, являясь чужеродными элементами.

Европейские методики

Конечно же, в Западной Европе исследователи предпочитали всецело опираться на опыт своих американских коллег. Впрочем, и в таких условиях оказалось возможным появление совершенно самостоятельных, оригинальных разработок (Ж. Клейзер, А. Моль).

Основные способы, процедуры анализа

Вот где и как появился контент-анализ. Как метод исследования он включает в себя сразу несколько основных процедур, которые мы сейчас и рассмотрим.

1. Во-первых, нужно выявить смысловые единицы анализируемого контента, в роли которых могут выступать:

а) Некие термины, являющиеся смысловыми понятиями, используемыми в отдельных научных отраслях.

б) Темы, причем не только всего текста или выступления в целом, но и те, которые подразумеваются разными смысловыми абзацами или фрагментами речи выступающего.

в) Особенно важны имена и фамилии людей, которые встречаются в данном материале.

г) Анализу следует подвергать все упоминаемые события и факты.

д) Если у речи или документа есть потенциальные оппоненты, то нужно разобраться и со смысловыми реляциями, которые на них направлены.

Нужно заметить, что единицы обязательно должны выделяться в контексте содержания, а также задач и целей, которые преследует данная публикация. Конечно же, всегда нужно учитывать еще и те научные гипотезы, которые были использованы (если они были) при ее создании.

2. Во-вторых, выделяются единицы счета. Они могут как совпасть, так и не совпасть с элементами анализа, о которых мы только что говорили. Если совпадают, то исследователю остается банально определить частоту появления каждого термина (или аналогичного понятия) в тексте.

Во втором же случае ему самому, на основе тематики какого-то произведения и собственного здравого смысла, предстоит выделить эти самые единицы, которыми могут являться:

а) Общая протяженность написанного текста или произнесенной речи.

б) Площадь произведения, где в большей концентрации имеются смысловые единицы.

в) Общее количество печатных знаков или же абзацев.

г) Если речь идет о публичном выступлении, видеозаписи или аудиофайле, то определяется общее их время.

д) При анализе старых кинохроник можно принять во внимание также общий метраж использованной пленки.

е) Наконец, при изучении старинных гравюр или аналогичных произведений всегда нужно определять общее количество рисунков, которые связаны определенным содержанием.

3. Затем исследователи занимаются простым подсчетом, технология которого схожа с теми методами, которые используются для любой классификации понятий или явлений. Составляются математические модели и диаграммы, по специально разработанным формулам выводится "общая понятность текста" и аналогичные данные, которые могут помочь в дальнейших исследованиях.

Рабочая таблица

Вообще, при любом исследовании, в котором так или иначе задействован данный метод, придется строить и активно использовать специальную рабочую таблицу. Ее тип и внешний вид определяются характеристиками проводимой научной работы. К примеру, если в ходе изучения в поле зрения ученого попадает какой-то признак, который крайне нуждается в классификации и упорядочивании, то он создает таблицу, в которой отображает все сопутствующие факторы.

В общем-то, по внешнему виду такой документ очень похож на классическую анкету: напротив каждой категории есть варианты ответа. Причем чем больше будет однотипных элементов, тем проще проанализировать сам текст и определить его типовую принадлежность.

Не исключено, что контент-анализ документов будет проводиться по очень объемной таблице. Так, при исследовании эффективности государственных СМИ в свое время руководствовались приблизительно 250 разнообразными признаками. Важно заметить, что на этом же этапе разрабатывается и внедряется инструкция к кодировщику. Это система строгих правил и указаний по действиям, которые допускаются во время эмпирического исследования документа.

Важно абсолютно точно и однозначно задать алгоритмы действий человека, ему выдается адекватное определение категорий и единиц анализа, а также рассказывается о ситуациях, в которых их допускается координировать. Необходимо привести хотя бы несколько примеров, причем в качестве таковых должны присутствовать куски того самого текста, который и предстоит подвергнуть анализу.

Процедура подсчета

Чтобы лучше понять, о чем до сей поры вообще шла речь, необходимо рассказать о самой методике. Подсчет ведется посредством так называемого коэффициента Яниса. Вот он:

C=F²-F*N/R*T, где:

С - значение коэффициента.

F - общее количество положительных оценок.

N - количество оценок отрицательных.

R - количественный объем изучаемого текста или иной исследуемой единицы, в котором речь идет непосредственно об изучаемой проблеме.

Т - соответственно, общий объем всего изучаемого текста.

Как видите, в формуле нет ничего особенно сложного.

В каких отраслях наиболее востребован метод?

В качестве вспомогательного метод крайне широко практикуют практически все психологи, антропологи, историки и социологи. Так, контент-анализ в социологии попросту незаменим при исследовании результатов анкетирования различных слоев общества, а также для выявления адекватных, непредвзятых результатов психологических экспериментов, проводимых над группами добровольцев.

Способ часто применяется для анализа результатов, полученных при исследованиях фокус-групп. Помимо этого, контент-анализ в социологии используется в контексте социальных медиа, а также в маркетинговых исследованиях компаний, которые заинтересованы в повышении своей прибыли путем переориентации производства на другую категорию потребителей. Или, напротив, расширения сфер влияния путем привлечения новых категорий покупателей.

Подчеркнем, что лучше всего метод контент-анализа работает при изучении каких-то документальных источников. Но это утверждение работает только при том условии, если в них много повторяющихся, однотипных данных.

Использование в психологии

В психологии данный способ может быть использован в качестве совершенно самостоятельного инструмента исследовательских работ. Это особенно важно, если требуется систематизировать и обобщить полученные в ходе экспериментов данные.

Но тут следует заметить, что большинство специалистов предпочитают немного не так использовать контент-анализ: исследование может принести реальную пользу только в том случае, если одновременно практикуются исконно психологические приемы коммуникационного взаимодействия с добровольцами. Таким образом, в психологии этот способ более популярен в качестве прикладной дисциплины, но никак не самостоятельного метода, который может дать ответы на все вопросы.

Социальная психология

Иное дело - психология социальная. В этом случае чрезвычайно распространен количественный контент-анализ, который используется для выявления общих алгоритмов человеческого вербального общения, а также коммуникативных связей между большими и малыми группами населения, которые могут быть изолированы друг от друга в повседневной жизни.

Заметим, что каждый документ, который был использован в ходе такого исследования, помечается как «сообщение». Это весьма специфическое социально-психологическое понятие, которое указывает на динамическое развитие объекта исследования, а также его постоянное нахождение в коммуникативной системе. Проще говоря, подразумевается зависимость сведений от той социальной среды, в которой постоянно "вертится" человек.

Основные особенности метода в психологии

А сейчас давайте выделим основные отличительные характеристики, которыми отличается контент-анализ в психологии:

    Сквозь призму документов и доступных записей публичных выступлений изучается не столько сам человек, сколько его окружение. К слову говоря, это крайне важно еще и для историков, так как таким путем можно исследовать не только события, которые произошли сравнительно недавно, но и бывшие в далеком прошлом.

    Помимо прочего, применение контент-анализа помогает всесторонне охарактеризовать многие коммуникативные методы и средства. Этим объясняется любовь к данному средству пропагандистов, которые имеют возможность выбрать лучший прием для овладения умами аудитории.

    Наконец, все же проводится (посредством анализа "сообщений") изучение психологической составляющей того человека, кому принадлежит текст, картина или публичное выступление.

    Наконец, методика контент-анализа позволяет достоверно выяснить истинную степень влияния политика или иного публичного человека на аудиторию, понять, в чем заключаются его просчеты во время выступлений и как их нужно исправлять.

Наконец, следует упомянуть о применении метода исключительно во вспомогательных, второстепенных целях:

    Обработка, уточнение и систематизация тех данных, которые были получены исследователями в других областях наук, но в данное время необходимы именно психологам.

    Как ни странно, но проведение контент-анализа зачастую крайне необходимо для правильного понятия тезисов и положений, которые встречаются в специальной литературе.

В политике

Мы неоднократно упоминали, что инструмент этот широко используется политиками. Исследователи в этом случае берут запись выступления (обязательно запись, так как краткий спич может быть недостоверен), а затем "прогоняют" ее на предмет использования однотипных слов и выражений. Важно помнить, что нужно учитывать не только их простое количество, но и частотность во всем объеме текста и применительно к его непосредственной тематике.

метод количественного анализа содержания письменных документов, теле–, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, лозунгов, тем и т. п.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

от англ. content - содержание) - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах соц. действительности (в частности, источника текста сообщения). Первое упоминание о применении специальной техники для анализа содержания текстов относится к 1640 г. Количественный вариант К.-а. начал применяться для анализа содержания газет в конце XIX в. Правила процедуры К.-а. были впервые подробно описаны в 1949 г. В настоящее время К.-а. используется не только в социологии, но и в психологии, психиатрии, историч. исследованиях, этнографии, лингвистике, литературоведении, наукометрии. В социологич. исследованиях К.-а. используется для анализа содержания текстов различного характера: материалов средств массовой информации (газет, радио, телевидения), средств массовой устной пропаганды (лекций и др.), писем граждан в органы соц. управления, протоколов собраний обществ. организаций, решений органов управления, различн. рода служебных документов (характеристик и др.), текстов неформализованного интервью. Существует два вида К.-а. (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный К.-а. основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания - индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный К.-а. основан на использовании количественных мер, его задача - получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа К.-а. объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования. Центральным элементом К.-а. является лот гич. модель предмета анализа, в к-рой выделяются три элемента: категориальная модель предмета анализа, система единиц анализа, меры (единицы) измерения. Категориальная модель предмета анализа включает параметры и категории анализа, отражающие релевантные целям исследования признаки объекта исследования и их аспекты. При этом признаку объекта исследования соответствует отражающее его понятие - параметр исследования, а значению признака - категория анализа. Каждый параметр анализа может быть представлен в виде набора (или системы, если учитывается характер взаимосвязей между аспектами признака) категорий анализа. Категориальная модель исследования задается в виде кода - передачи параметров и категорий анализа. В инструкции кодировщику содержится словесное описание параметров и категорий анализа, представляющее собой "поисковый образ" элементов категориальной модели. Признак и значение признака объекта исследования могут проявляться с определенной интенсивностью. Единицей, измеряющей интенсивность проявления признака и его значения, являются единицы анализа. В качестве единиц анализа могут использоваться: понятие (термин, "имя", знак), тема, характер (герой), сообщение, суждение, ситуация, действие. Категории и единицы анализа - это конструктивные объекты, содержание к-рых определяется в рамках соответствующей научн. дисциплины (выбор категорий и единиц анализа непосредственно связан с конкретной предметной областью исследования и находит в ней свое обоснование). Поскольку всеобщими признаками любого текста являются протяженность и дискретность, то в К.-а. используются два типа количественных мер (единиц измерения) - единицы протяженности (напр., объем текста в квадратных сантиметрах, минутах эфирного времени и др.) и единицы частоты - единичное присутствие элемента содержания текста. Совместное использование категорий и единиц анализа в рамках кодировочной процедуры непосредственно обеспечивает процесс измерения в К.-а. Смысл кодировочной процедуры состоит в идентифицировании "поисковых образов" категорий анализа с элементами содержания текста, при этом идентификация происходит в рамках соответствующей единицы анализа. После идентификации проводится количественная часть измерения (фиксируется протяженность элемента содержания или факт его присутствия). Процедура исследования, основанная на технике К.-а., состоит из 18 операций (от разработки программы исследования до первичного анализа полученной аналитич. информации) и включает специальные приемы, связанные с обеспечением надежности проведения отдельных операций (устойчивости кодирования, устойчивости системы категорий, устойчивости разбиения текста на единицы анализа и др.). Кодировочная процедура может быть осуществлена специально обученными кодировщиками или на ЭВМ на основе специальных тематич. словарей. Одним из существенных моментов в развитии техники К.-а. являются междисциплинарные связи. Можно выделить два источника, из к-рых возможно заимствование элементов техники: дисциплины, непосредственно связанные с изучением текстов как продуктов деятельности человека, и дисциплины, в рамках к-рых разрабатывается значение, имеющее общеметодич. характер. Для анализа содержания текста в перечисленных дисциплин часто используется одинаковая техника. Это обусловлено тем, что эти науки связаны с исследованием коммуникационных процессов в об-ве. Следовательно сама возможность междисциплинарных связей здесь лежит в единстве объекта, к-рый часто стает в этих дисциплинах не в виде о элементов соц. системы, а виде отдельных вил коммуникационной деятельности этих элементов, деятельности по производству, передаче и потреблению содержания текстов. Именно поэтому мы и можем говорить о существовании в рамках этих дисциплин нек-рых инвариантных элементов техники анализа содержания текстов. Еще один тип междисциплинарных связей касается использования достижения дисциплин не объединенных с социологией общностью объекта исследования. К числу дисциплин, из к-рых К.-а. может заимствовать нек-рые общеметодич приемы, относятся: теория информации, математич. статистика, общая алгебра, математич. логика. К этому же типу заимствований можно отнести различн. рода специальные техники, скажем, такие, как техника семантич. дифференциала, компонентный анализ и др. На развитие техники контент-анализа оказывают воздействие также методы (техники) социологич. исследования. Особенно следует отметить значение связи К.-а. с техникой наблюдения. По существу техника формализованного наблюдения ничем не отличается от техники К-а. Однако многие достижения этой техники, напр. членение текста поведения на единицы анализа, формы записи, еще не вошли в арсенал К-а. В свою очередь, техника К.-а. может оказывать влияние на методику социологич. исследований. Наиболее широко известен один способ такого употребления техники К.-а. - это анализ открытых вопросов анкет и интервью. К.-а. является одним из каналов проникновения лингвистич. методов в социологич. исследование. Роль лингвистики и психолингвистики в социологии определяется в первую очередь необходимостью повышения надежности проведения полевых работ. Надежность полевой информации при опросах во многом определяется степенью адекватности отражения сознания респондентов в опросных листах. Повышение степени адекватности отражения требует кропотливого анализа структуры содержания как мих опросных листов, так и ответов респонд тов, что требует использования техники К.-а. Лит.: Пропп В.Я. Морфология сказки. М.; 1969. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Рабочая книга социолога. М., 1983; Андреенков теории. Методы сбора данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Т.В., Москвичева Л.H). М, 1996, Lasswell H.D. Language of politics. Cambridge, 1949; Е.Я. Таршис.

Контент-анализ

В психологии - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в коих соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации. Кон - тент - анализ позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи. В отличие от элементарного содержательного анализа, контент-анализ как научный метод психологии применяется для получения информации, отвечающей некоим критериям качества - как объективность, надежность и валидность. Заметно повысить качество контент-анализа позволяет применение методов анализа статистического многомерного к его данным. Особенно широко применяется анализ факторный, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия , выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) апелляций к потенциальному адресату . Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м - исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми м. б.: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод К.-а. широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп . Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций , в маркетинговых и многих др. исследованиях. К.-а. м. б. использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных. (А. Б. Мещеряков.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "контент-анализ" в других словарях:

    Контент-анализ - (от англ.: contents содержание, содержимое) или анализ содержания стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В… … Википедия

    Контент-анализ - количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент анализ по… … Финансовый словарь

    В психологии метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в коих соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические… … Большая психологическая энциклопедия

    контент-анализ - контент анализ, контент анализа … Орфографический словарь-справочник

    Контент-анализ - как метод социологического исследования представляет собой исследование массовой совокупности текстовых материалов в целях познания мира социальных отношений. Специфика контент анализа заключается в нахождении ключевых типичных признаков, черт,… … Официальная терминология

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - Количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - [англ. content analysis Словарь иностранных слов русского языка

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - англ. content analysis; нем. Content Analyse. 1. Метод качественно количественного анализа содержания документов с целью выявления имеющихся тенденций развития соц. факторов. 2. Формализованный метод исследования содержания соц. информации… … Энциклопедия социологии

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - (CONTENT ANALYSIS) Анализ содержания коммуникации, предполагающий такую его классификацию, которая позволяет выявить свойственную этому содержанию структуру. Этот термин применяется обычно скорее в отношении анализа документов или визуального… … Социологический словарь

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - (content analysis) методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации. Включает в себя составление диаграмм или подсчет падения либо совпадения частных величин, относящихся к совокупности… … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Контент-анализ Принципы методологии. Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования , Таршис Е.Я. , В настоящей книге рассмотрен состав и базовые понятия методологии контент-анализа - формализованного метода анализа содержания текста, используемого в социологиии ряде других наук, а также в… Категория: Лингвистика и языкознание Серия: Машинки творения Издатель: URSS , Производитель: URSS , Купить за 882 грн (только Украина)
  • Контент-анализ Принципы методологии Построение теоретической базы Онтология аналитика и феноменология текста Программы исследования , Таршис Е. , В настоящей книге рассмотрен состав и базовые понятия методологии контент-анализа - формализованного метода анализа содержания текста, используемого в социологиии ряде других наук, а также в… Категория:

Среди многочисленных методов изучения социальной реальности особое место занимает «анализ содержания» текстов или контент-анализ. Если при проведении опроса люди, выступающие в качестве объекта исследования, знают об этом, то контент-анализ использует уже существующие тексты, что повышает объективность получаемых данных. С целью получения количественного описания содержания текста исследователь использует в контент-анализе объективное измерение интересующих его характеристик текста. В контент-анализе измеряется частота внимания и объем внимания к теме, фиксируется характеристика содержания по знаку (плюс, минус), выявляется модальность, интенсивность признака. С помощью контент-анализа исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественных методик (например, диаграмм, таблиц), чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности. Полученные данные позволяют ему сделать определенные выводы относительно намерений, ценностных ориентаций и других особенностей автора текста.

Контент-анализ в социологии - это изучение массовых вербальных документов в целях описания социального поведения или проверки гипотез о нем.

Возможности использования контент-анализа

Наиболее часто он используется для описания событий и процессов, происходящих в обществе, изучения социальных изменений. Так, используя контент-анализ средств массовой коммуникации или каких-либо частных документов, можно изучать изменения в системах ценностей, установках, мотивах поведения людей. Например, индекс дискриминации каких-либо малых национальных групп можно измерить подсчетом частоты появления негативных этнических стереотипов в учебниках по истории, на обложках журналов, в телевизионных и радиопрограммах, газетах, рекламе.

Общественное мнение относительно таких серьезных вопросов, как различные экономические проблемы, проблемы демократизации, правовой и социальной защищенности людей и т. п., можно изучать при помощи контент-анализа писем в редакции газет, в управленческие органы.

Хотя в основном контент-аналитические исследования выполняют описательную функцию, контент-анализ можно использовать также и для проверки гипотез. Наиболее частый тип проверяемых гипотез - гипотезы об изменении ценностных установок и социального поведения в течение определенного временного периода.

Иногда контент-анализ используется как вспомогательный метод в интерпретации открытых вопросов в вопросниках или интервью. С его помощью могут упорядочиваться также словесные комментарии, полученные в течение какого-либо эксперимента, с тем, чтобы описать частоту проявления определенных поведенческих реакций в конкретных условиях или проверить взаимосвязь различных вариантов.

Между тем документы нередко выступают основным и, зачастую незаменимым источником социологической информации. Объективный систематический анализ совокупности текстов дает исследователю надежную информацию об имплицитно присутствующих намерениях коммуникатора. Контент-анализ может с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли ваши предположения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными.

Контент-анализ (или анализ содержания) получил в течение последних десятилетий большое распространение. Суть этого метода состоит в выделении сравнительно постоянных элементов текста, затем систематической фиксации данных элементов (единиц изучаемого содержания) с последующей квантификацией, то есть количественным выражением качественных признаков. В итоге выявляется частота использования данных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т.д.

Исследования содержания различных произведений литературы и искусства, проведенные Семеновым, показали возможности использования метода контент-анализа при изучении эстетической коммуникации для получения данных об авторах художественных произведений как представителях определенных социально-профессиональных и демографических групп (прежде всего в плане социальной перцепции). Результаты анализа содержания художественной прозы показывают, что подобный анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-психологических явлениях. Так, изучая образы брака и любви в прозе молодежных журналов, Семенов выявил различные типы совместимости и несовместимости супругов, которые могут быть использованы в качестве гипотетических в исследованиях успешности брака. При этом писатели могут квалифицироваться как специфически одаренные наблюдатели и эксперты в сфере интуитивного познания социально-психологических явлений.

Учитывая опыт многочисленных исследований, можно отметить следующие основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях (Семенов).

1. Изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов (лиц, передающих сообщения, авторов) через содержание их сообщений. Одним из видов подобного изучения являются сравнительные исследования типов личности и ценностей в различных обществах и культурах.

2. Изучение реальных социально-психологических явлений объекта, которые отражены в содержании сообщений (включая явления, имевшие место в прошлом и недоступные для исследования другими методами). Особый интерес в этом плане представляет анализ произведений литературы и искусства, а также публицистики.

3. Изучение различных средств коммуникации через содержание сообщений, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских.

4. Изучение социально-психологических особенностей реципиентов (адресатов коммуникации, аудитории). Это имеет смысл только тогда, когда известно, что коммуникатор (автор сообщения) достаточно верно представляет реципиента.

5. Изучение социально-психологических аспектов воздействия эффектов коммуникации на реципиентов через содержание сообщений.

Кроме того, можно выделить следующие виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

а) для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик;

б) специальное (науковедческое) употребление для изучения научной литературы по социальной психологии - эволюция интересов ученых по различным проблемам в разное время, анализ цитирований и ссылок.