Презентация на тему потребительская корзина. Конспект открытого урока «Потребительская корзина и прожиточный минимум». Если доход ниже стоимости потребительской корзины




Величина прожиточного минимума согласно Росстату, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей: минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.


По результатам Всемирного саммита ООН по социальному развитию абсолютная бедность определяется как «условия, когда недоступны простейшие человеческие нужды, включая пищу, пригодную для питья воду, санузел, лечение, кров, образование и информацию. Это определяется не только доходом, но и доступом к услугам.




Прожиточный минимум в России Назначение прожиточного минимума: Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: –оценки уровня жизни населения РФ; –установления на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; –формирования федерального бюджета. Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для: –оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ; –оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; –формирования бюджетов субъектов РФ.


Величина прожиточного минимума за III квартал 2012 года в целом по России установлена в следующем размере: в расчете на душу населения руб. 60 коп.; для трудоспособного населения руб. 60 коп.; для пенсионеров руб. 70 коп.; для детей руб. 80 коп.





В случае, если сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ, который, в свою очередь, не достигает величины в целом по РФ, то пенсионеру устанавливаться федеральная социальная доплата (ФСД) к пенсии.


В случае, если сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, превышающей величину прожиточного минимума в целом по РФ, то пенсионеру будет устанавливаться региональная социальная доплата (РСД) к пенсии.










Как рассчитать потребительскую корзину необходимо знать среднюю стоимость продуктов, входящих в нее. Умножить среднюю стоимость единицы измерения на норматив потребления для каждой категории населения. Рассчитать стоимость непродовольственных товаров согласно утвержденному законом перечню Подсчитать стоимость продовольственной корзины в части предоставляемых услуг – плату за жилье и коммунальные платежи, расходы на транспортные услуги, культурные мероприятия в соответствии с нормами, указанными в перечне Сложив результаты расчета по всем группам товаров и услуг, вы получите стоимость продовольственной корзины в вашем городе.


В состав российской потребительской корзины входит 83 наименования товаров и услуг, в том числе: 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров 12 видов услуг. Потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции 250, Англии 350, Германии 475.






С 1 января 2013 года стоимость потребительской корзины вырастет в среднем на 300 рублей (для взрослых, детей и пенсионеров – по-разному), а кроме того, изменится ее качественное наполнение. При этом при составлении нормы потребительской корзины будет учитываться специфика региона.

Что же такое потребительская корзина? Потребительская корзина - это некий
набор товаров и услуг, обеспечивающих
комфортное и полноценное проживание
человека на протяжении года
и удовлетворяющих его минимальные
потребности.

Закон «О потребительской корзине»в целом по Российской
Федерации был принят Государственной Думой в конце
ноября 2012г. А в силу вступил с января 2013г.
Срок действия устанавливается не реже одного раза в 5
лет

В потребительскую корзину в
первую очередь включены:
Продукты
питания,
которые составляют около 50% ее стоимости
(для сравнения, в странах Западной Европы,
эта цифра не превышает 20%).
Услуги
(одежда, белье,
лекарства)
Непродовольственные
товары
(транспорт, культурные
мероприятия и другие)

Продуктовый набор для трудоспособной части населения, включал в себя:

Непродовольственные товары:

Наименование
Единица
измерения/ срок
износа
Объем потребления (в среднем на одного человека)
трудоспособное
население
пенсионеры
дети
Верхняя
пальтовая
группа
штук/лет
3 на 7,6
3 на 8,7
3 на 2,6
Верхняя
костюмноплатьевая
группа
штук/лет
8 на 4,2
8 на 5
11 на 2
Белье
штук/лет
9 на 2,4
10 на 2,9
11 на 1,8
пар/лет
7 на 1,4
4 на 1,9
6 на 1,3
пар/лет
6 на 3,2
6 на 3,5
7 на 1,8
Чулочноносочные
изделия
Обувь

Постельное
белье
штук/лет
14 на 7
14 на 7
14 на 7
Товары
культурнобытового и
хозяйственного
назначения
штук/лет
19 на 10,5
19 на10,5
19 на 10,5
10
15
12
5 на 5
4 на 5,6
4/2,8
Предметы
процентов от
первой
общей
необходивеличины
мости,
расходов на
санитарии и непродоволь
лекарства
ственные
товары в
месяц
Головные
уборы
штук/лет

Услуги:

Наименование
Жилье
Центральное
отопление
Единица
измерения
кв. м
общей
площади
Гкал в год
Холодное и
л в сутки
горячее
водоснабжение
и
водоотведение
Газоснабжение куб. м в
месяц
Объем потребления (в среднем на одного
человека)
трудоспособ пенсионеры
ное
население
18
18
дети
18
6,7
6,7
6,7
285
285
285
10
10
10

Очень часто «потребительская корзина»
упоминается в связи с выяснением прожиточного
минимума. Величина прожиточного минимума –
это оценка потребительской корзины в
денежном выражении, а официально бедными
считаются люди, чей размер дохода на одного
человека в семье ниже прожиточного минимума.
Размер прожиточного минимума
устанавливается в каждом регионе
России. Если у какого-нибудь региона
минимальный прожиточный минимум
меньше, чем федеральный, то, по
закону, должны быть выделены
дополнительные денежные средства
из государственного бюджета

Как рассчитать потребительскую корзину в Вашем городе?

1.Необходимо знать среднюю стоимость продуктов,
входящих в нее
2.Умножить среднюю стоимость единицы измерения на
норматив потребления для каждой категории населения
3.Рассчитать стоимость непродовольственных товаров
согласно утвержденному законом перечню
4.Подсчитать стоимость продовольственной корзины в части
предоставляемых услуг- плату за жилье и коммунальные
платежи, расходы на транспорт, культурные мероприятия в
соответствии с нормами указанными в перечне
5.Сложив результаты расчета по всем группам товаров и
услуг, вы получите стоимость продовольственной корзины в
вашем городе

Потребительская корзина

Закон «О потребительской корзине» в целом по Российской Федерации был принят Государственной Думой в конце ноября 2012 г. Он вступит в силу с января 2013 года, срок его действия составляет пять лет.

Продуктовый набор для трудоспособного населения, в том числе, включал: 126,5 килограмма хлебопродуктов (включая крупы), более 100 килограммов картошки, 60 килограммов фруктов и 114,6 килограммов овощей, 58,6 килограммов мяса и 18,5 килограммов рыбы, 290 литров молокопродуктов и 21 десяток яиц в год.

Правила расчета стоимости продовольственных товаров в новом году останутся теми же, изменятся только доли продуктов в потребительской корзине. В ней существенно снижается доля хлеба, картофеля, растительного масла и маргарина, в то же время увеличиваются объемы мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов.

Если быть более точными, то в 2013 году в годовой продуктовый набор для трудоспособного населения войдет 126,5 кг хлебопродуктов (включая крупы), более 100 кг картошки, 60 кг фруктов и 114,6 кг овощей, 58,6 кг мяса и 18,5 кг рыбы, 290 л молокопродуктов и 21 десяток яиц.

Согласно новому закону, в потребительскую корзину будет включаться "необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания", а также непродовольственные товары и услуги, которые будут устанавливаться не в натуральных показателях, как раньше, а в относительных, то есть в процентах от стоимости продуктов питания.

Стоимость непродовольственных товаров, входящих в потребительскую корзину, теперь будет определяться как половина стоимости продуктов питания. Еще четверть от общей стоимости корзины будет приходиться на потребляемые услуги. Раньше стоимость непродовольственных товаров вычислялась в натуральных показателях – например, сколько пар обуви или чулок человек должен износить за год.

Кроме того, содержание потребительской корзины будет рассчитываться с учетом особенностей региона в зависимости от факторов, влияющих на потребление продуктов питания. Так, к примеру, северным регионам страны правительство рекомендует собирать корзину так, чтобы в ней было больше жиров, белков и углеводов.

« Предлагаемый порядок расчета с использованием поправочных коэффициентов позволяет учесть реальные изменения стоимости непродовольственных товаров и услуг в потребительской корзине», – говорится в правительственном сообщении.

В Астраханской области последний раз это было сделано в 2007 году. Состав и объем потребительской корзины устанавливается для каждой социально-демографической группы населения региональным законом и пересматривается раз в пять лет.

Прожиточный минимум Понятие прожиточного минимума (ПМ) в нашей стране было введено в 1997 году. Прожиточный минимум – это месячный минимальный набор продуктов, товаров, услуг и платежей, который необходим человеку для жизни. Прожиточный минимум оценивается в рублях и рассчитывается по специально разработанным федеральной властью методикам.

Считается, что это порог бедности, ниже которого человек попадает в разряд малоимущих и нуждается в помощи государства.

Величина прожиточного минимума по России устанавливается правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, и расходов по обязательным платежам и сборам. Для нетрудоспособного населения (детей и пенсионеров) прожиточный минимум равняется величине потребительской корзины.

Правительство в III квартале повысило россиянам прожиточный минимум до 6643 рублей. Премьер РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об установлении прожиточного минимума в целом по России в III квартале 2012 года на уровне 6643 рублей, что на 258 рублей больше, чем во II квартале (6385 рублей).

Прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 7191 рубль, для пенсионеров - 5229 рублей, для детей - 6387 рублей. Для сравнения, в предыдущем квартале эти показатели составили соответственно - 6913 рублей, 5020 рублей, 6146 рублей.

В Астраханской области прожиточный минимум устанавливается ежеквартально постановлением областного правительства. Величина ПМ меняется в зависимости от изменения потребительских цен. Сейчас в Астраханской области установлена величина прожиточного минимума за третий квартал 2012 года. В среднем на душу населения она составляет 5715 рублей в месяц, для трудоспособного населения – 6112 рублей, для пенсионеров – 4993 рубля, для детей – 5602 рубля.

Разделы: Экономика

План урока.

“Благо народа – высшая цель общества”.

Образовательные цели:

  • Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (работа с разными типами текста);
  • Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, а именно значимость потребительской корзины во многих сферах экономики РФ;
  • Содействовать развитию коммуникативных компетентностей;

Тип учебного урока: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

Форма проведения: групповая работа

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, кейс-метод

Задача учителя деятельности: минимум информационных функций, максимум управленческой

Приемы преподавания: сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ, оценка, анализ известных фактов, управление исследовательской деятельностью

Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом.

Ценностные отношения

Знания:

1. Опорные знания: определение потребительской корзины, инфляция, прожиточный минимум. Правильно употреблять экономическую терминологию (потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, индекс потребительских цен)понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке заданий. Интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

2. Новые знания: достоверная информация по данной теме посредством использования информационного содержания Сети.

Способы действий:

1. Опорные способы: умение работать в программе Microsoft Office Excel (позволяет выполнять вычисления, анализировать данные) и Power Point. Использование поисковых программ Rambler/Index и ссылок на различные сайты.

2. Новые способы: учащимся дается возможность использовать компьютер при нахождении информации через Сеть; знакомство с Федеральным Законом “О потребительской корзине в целом по РФ”, Законом “ О потребительской корзине в районах приравненных к северным”.

Дидактические материалы и оборудование: компьютеры, проектор, справочный материал, пакет документов Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4, Приложение 5.

Этапы урока.

1. Подготовка к восприятию темы урока. Постановка цели урока.

2. Работа в группах.

3. Представление и защита результатов своей деятельности.

4. Пресс-конференция (подведение итогов основной работы на уроке).

5. Оценивание своей деятельности.

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию темы урока. Приложение 5.

Постановка цели занятия.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Определяют цели урока:

  • учиться анализировать составляющие потребительской корзины;
  • осознать практическую и личностную значимость потребительской корзины;
  • уметь выделять узловые моменты своей деятельности, анализировать результаты своей работы и других групп;
  • продолжить учиться логически, строить свой ответ.

Учитель: “Как вы понимаете эти слова “Благо народа – высшая цель общества”?

(учащиеся высказывают свое отношение и вместе с учителем приходят к выводу).

Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально-ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. По размеру и структуре (набору жизненных благ) потребительской корзины (еще говорят по модели питания населения) можно судить о достигнутом уровне и качестве жизни в каждой конкретной стране.

В РФ впервые в 1999 году был принят Федеральный Закон “О потребительской корзине в целом по РФ”.

Учитель: Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина?

Для чего используется прожиточный минимум?

Как определяется прожиточный минимум и потребительская корзина?

Учащийся: Благосостояние характеризует уровень жизни людей. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.

Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум используется:

Для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных программ;

Обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда;

Для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

А также для формирования бюджетов.

Для расчета прожиточного минимума:

1. определяется ПК - понятно, что она зависит от места жительства, от возраста, пола и других факторов; 2. подсчитывается стоимость ПК плюс обязательные платежи и сборы (подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд) - это и есть величина прожиточного минимума.

ПК определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), в целом по РФ, в субъектах РФ. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях.

Гипотеза: потребительская корзина в Российской Федерации несовершенна.

2. Учитель : “ Вам предлагается найти и отобрать нужную информацию по теме урока посредством использования информационного содержания Сети, проанализировать ее и представить отчет в виде презентации.

Класс делится на группы.

Учитель предлагает ознакомиться с планом занятия, где указаны задания для каждой из групп: - Анализ (объем потребления, ценность, составляющие) потребительской корзины РФ за 1999-2006года;

Анализируем стоимость минимального набора продуктов питания РФ 2001-2005г.;

Анализ картографии ИПЦ по регионам РФ (2006 г.);

Анализ потребительской корзины РФ за 1999-2006года (непродовольственные товары и услуги);

Опережающее задание. Составить потребительскую корзину города (продукты питания), определить ее стоимость. Сравнить полученные результаты с достоверной информацией (ПК Красноярского края). Сделать выводы.

Сравнить данные с прожиточным минимумом.

Распределить обязанности в группе:

менеджер среднего звена (ответственный за поиск и достоверность информации), статист (ответственный за анализ информации), программист (за представление отобранной информации) и менеджер высшего звена (защита своей деятельности).

Учащиеся знакомятся с планом работы в группе, распределяют обязанности. Отбирают нужную информацию посредством использования информационного содержания Сети (используя поисковые программы Rambler/Index и ссылок на различные сайты), либо находят нужную информацию в папке “Экономика”. Приложение 4.

Анализируют ее и представляют в виде презентации.

Перечень сайтов:

  • www. eeg. ru-макроэкономическая статистика России на сайте экономической экспертной группы МФ РФ
  • www. vedi. ru/statbase макроэкономическая статистика на сайте Аналитической лаборатории “Веди”
  • www. online. rn/spliet/trends/ обзоры состояния экономики России на сайте Института экономики переходного периода
  • www. exin. ru//test/doc. html аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте экспертного института

3. По окончанию работы учитель предлагает проанализировать свою деятельность (заполнить лист оценивания). Каждая группа предлагает решение проблемы, обосновывая свои выводы, при этом имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и аргументы.

Принятые группами предложения оформляются в виде презентаций, которые проводятся для всей аудитории.

4. Учитель : “Ребята, вы в будущем ученые, управленцы, депутаты… Какие бы вы вопросы лоббировали в органах власти? Совершенна ли потребительская корзина? На ваш взгляд, что должно учитываться в потребительской корзине?”

После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой учащиеся обсуждают групповую работу, суть проблемы, ту новую для себя информацию, которую они смогли узнать при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения.

5. Выводы учащихся:

  • Корзина несовершенна, поскольку есть несоответствие между прожиточным минимумом и минимальной заработной платы;
  • Необходимо повысить пищевую и биологическую ценность за счет увеличения объемов потребления фруктов, мяса, рыбы, молока, ягод;
  • В состав жилищно-коммунальных товаров и услуг добавить стоимость аренды жилья, затраты на стройматериалы и ремонт жилья;
  • Расширить группу “культура и отдых” и включить покупку теле- и видеоаппаратуры. Группа “транспорт” должна включать и приобретение автомобилей, и их техническое обслуживание, и оплату горючего;
  • В СМИ необходимо публиковать ежемесячно ИПЦ и уровень цен на основные товары, и товарные группы. Это позволяет всем желающим самостоятельно проверить правильность проведенных расчетов ИПЦ в целом по стране, что существенно повысит доверие в обществе к качеству статистических данных о российской инфляции.

6. Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).

Литература:

  1. Липсиц И. В. Экономика: Учебник – М. : Вита-Пресс, 2000.
  2. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. ; Под редакцией С. И. Иванова – М. :Вита-Пресс, 2000.
  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: Методическое пособие. 9 класс. – М. : Вита-Пресс, 1997.
  4. Информация СЕТИ.

Конспект открытого урока

Тема урока: «Потребительская корзина и прожиточный минимум».

Цели урока:

Цель деятельности педагога – создание условий для изучения обучающимися и формирования представления о потребительской корзине и прожиточном минимуме.

Цель обучения – обеспечение усвоения учащимися понятий «потребительская корзина», «прожиточный минимум» и осознание социальной, практической и личностной значимости потребительской корзины.

Цель воспитания – создание условий для групповой работы при изучении материала.

Цель развития – содействие развитию коммуникативных и познавательных компетентностей.

Задачи:

Приемы преподавания: анализ, синтез, управление исследовательской деятельностью.

Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, обобщение по проблеме в целом.

Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Подготовка к восприятию темы урока.

Учитель приветствует учеников.

Каждому человеку необходим минимальный набор для обеспечения жизнеспособного состояния.

Предлагаю вам определить, что может входить в этот набор, на ваш взгляд.

На столах у вас карточки. Выберите из представленных вариантов, что необходимо каждому человеку для обеспечения жизнедеятельности?

Представьте, пожалуйста, что вы выбрали.

(Если дети выбрали карточки, не входящие в состав потребительской корзины, то необходимо предложить обосновать свой выбор. Ребятам из других групп предложить оспорить представленный вариант).

Дети обсуждают в группах. Выбирают, что бы они включили в потребительскую корзину.

Каждая группа называет.

Обсуждение.

Коммуникативные

(участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, слушать и понимать других).

Личностные

(личностное самоопределение: каждый участник – часть группы).

Познавательные (перерабатывать, выбирать нужную информацию).

2. Целеполагание, планирование деятельности

Ребята, какой экономический термин можно использовать для обозначения этого набора?

Правильно, «потребительская корзина».

Тема нашего урока – потребительская корзина и прожиточный минимум.

Таким образом, целью нашего урока является изучение понятий «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», а такжеосознание социальной, практической и личностной значимости.

Изучение темы предполагает разбор теоретических вопросов. Как вы считаете, на какие вопросы нам предстоит найти ответы?

Задачи:

изучить структуру потребительской корзины;

изучить, для каких групп составляется потребительская корзина;

какие факторы влияют на определение состава потребительской корзины;

определить взаимосвязь потребительской корзины и прожиточного минимума.

Теоретическое определение данного понятия звучит следующим образом:

Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Ответы детей.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Ответы детей.

Дети записывают понятие в тетрадь.

Личностные

(самоопределение).

Регулятивные (формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу).

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

3. Осуществление деятельности по плану

А изучать теоретические вопросы будем на примере потребительской корзины Вологодской области.

Учитель выдает распечатки Закона «О потребительской корзине Вологодской области» от 2001 и 2013 года.

Учитель задает вопросы:

1. Какова структура потребительской корзины? (11 групп продовольственных товаров, 10 групп непродовольственных товаров, 7 видов услуг).

2. Потребительская корзина рассчитывается для населения в целом или для определенных групп? (группы: трудоспособное население – мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет за исключением неработающих инвалидов 1,2 групп этого возраста, пенсионеры – мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет и лица, получающие пенсию по инвалидности, дети – население в возрасте до 15 лет).

3. Что бы вы отметили из данного Закона, что привлекло ваше внимание?

4. Сравните Законы Вологодской области, принятые в 2001 и 2013 годах? Как изменилась потребительская корзина за 12 лет?

Мы видим, что изменения произошли в количественном составе на 1 человека. Меняется структура потребления продовольственных товаров.

А кто же тогда вносит изменения и на основании чего?

Представление теоретической информации:

В России потребительская корзина определяется федеральным законом один раз в пять лет, при этом в ее разработке принимает участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. Сегодня потребительская корзина устанавливается с обязательным учетом таких факторов, как национальные традиции регионов, природно-климатические условия и особенности потребления продуктов, услуг и товаров непродовольственного назначения для каждой конкретной местности.

Оптимальный состав Потребительской корзины формируется на основе научно обоснованных норм потребления человеком. Минимальный состав определяет нижнюю планку удовлетворения потребностей в еде, одежде и т.д., ниже которого недопустимо существование человека.

Что это значит в расчете на одного человека в день?

А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день:

300 г. хлеба;

Картошки – 280 г.,

Овощей – 300 г.,

Фруктов свежих – 160 г.,

Сладкого – 60 г.,

Молока и молочных продуктов – 800 г.,

Масла растительного и жиров – 40 г.

1 раз в 2 дня съедать одной яйцо;

Довольствоваться в день 160 г. Мяса;

Употреблять за неделю 350 г. рыбы.

Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

Понятие «потребительская корзина» тесно связано с понятием «прожиточный минимум».

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины в текущих рыночных ценах.

Для этих целей используется индекс потребительских цен – показатель изменения цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Официально бедными считаются люди, чей размер дохода на одного человека в семье ниже прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума устанавливается в каждом регионе России. Если у какого-нибудь региона минимальный прожиточный минимум меньше, чем федеральный, то, по закону, должны быть выделены дополнительные денежные средства из государственного бюджета.

Обратите внимание, как менялся прожиточный минимум в РФ и Вологодской области за период 2001-2014.

Дети анализируют Закон «О потребительской корзине Вологодской области» за 2013 год и за 2001 год.

Ответы детей.

Записывают состав потребительской корзины.

Записывают группы населения, для которых рассчитывается потребительская корзина.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети смотрят на презентацию и слушают учителя.

Дети записывают определение «прожиточный минимум» в тетрадь.

Коммуникативные (формируем умение оформлять свои мысли в устной форме).

Личностные (оценивание усваиваемого содержания).

Познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию).

5. Рефлексия

Подведем итоги.

Достигли мы цели? Все ли поставленные задачи мы выполнили?

Выводы:

1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, который составляется раз в 5 лет для 3 основных групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, который позволяет минимальную черту бедности.

Учитель называет оценки за работу на уроке. Дает обоснование оценки.

Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).

Дети отвечают, что они узнали на уроке. Свои выводы.

Дети записывают выводы.

Дети записывают домашнее задание.

Регулятивные (удержание цели и задач урока).

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)