Основы композиции. Правило третей. Основные правила третей в фотографии Правило третей в композиции фотографии

15 правил для начинающих

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни держал в руках фототехнику. Пленочный фотоаппарат, цифровую "мыльницу", зеркальную фотокамеру, ну или, на крайняк, сотовый телефон со встроенной фотосистемой. И у каждого из нас свое видение и понимание того, как нужно производить фотоснимки. Многим достаточно алгоритма "увидел (неважно что), навёл камеру (все равно как), сфокусировался (в камере что-то пикнуло/пукнуло) и дожал спуск (оба-на, фотка прикольная)". Намного меньшее количество людей задумывается над прочими элементами управления камерой, кроме спусковой кнопки и автоматических режимов съемки, и для чего все это, собственно, предназначено. И уж совсем небольшой контингент снимающих фото постоянно не удовлетворены результатом, потом они пытаются найти информацию, читать, выяснять, анализировать, пробовать снимать, учиться обрабатывать снимки... и только после многих-многих попыток и экспериментов, начинают наслаждаться тем, что у них получается. И их снимки при этом разительно отличаются от того безобразия, что получалось у них на начальном этапе познания фотографической технологии.

Статья эта предназначена второй группе из перечисленных, ибо первая группа "неизлечимо счастлива" и без наших советов, а третья - молодцы, они уже сами всего добились, либо читают более профессиональную, грамотную литературу, нежели этот блог. Тем не менее, второй группе тоже нужна первая помощь, советы, изложенные максимально упрощенно, которые не оттолкнут любопытных пользователей фототехники, а, наоборот, направят их на путь истинный, и далее у них будет замечательный шанс перейти в третью категорию пытливых любителей фотодела.

Итак, тема сегодняшнего поста - основы композиции в фотографии . Что же такое - композиция? Обратимся для начала к нашей, всеми часто читаемой, Википедии;)

Композиция (от лат. compositio — складывание, соединение, сочетание) — одна из основных категорий художественного творчества. В отличие от рисунка, цвета, линии, объема, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой. Такая целостность в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне имеет иррациональную природу, достигается художником интуитивно, она оригинальна и неповторима. Иными словами, единственное, уникальное сочетание элементов и составляет суть композиционной целостности. Эта специфическая целостность основана на следующих принципах:новизны, ясности, целостности, развития.

Более простым языком можно сказать, что композиция, если она присутствует в кадре, отличает грамотно построенный, художественно выверенный кадр от бездумного щелканья затвором и тоннами выкидываемого потом в "Корзину" джпегнутового непотребья.

Тем не менее, хоть архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435-1436) и сказал, что Композиция—это сочинение, выдумывание, изобретение, как акт свободной художнической воли . Но подобного рода свободное творчество недоступно большинству приобщающихся к фотоделу людей, им нужен алгоритм, последовательность действий на начальном этапе, некие правила, которые позволяют собирать в кадре осмысленную картинку. Поэтому мы сегодня рассмотрим основы композиции в виде последовательного изучения основных и наиболее простых правил, которые, на самом деле, может применить на практике любой здравомыслящий человек.

Основным правилом композиции принято считать Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление). Золотое сечение это соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. Число, равное отношению a/b, обычно обозначается прописной греческой буквой Φ, в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия, реже — греческой буквой τ. Упрощенной моделью золотого сечения является Правило третей .

Правило № 1 . Правило третей — это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. Правило третей применяется в рисовании, фотографии и дизайне.
При определении зрительных центров, кадр, как правило, делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи). Последний вариант дает деление кадра на три равные части (трети) вдоль каждой из сторон.
Несмотря на заметное отличие положения центров внимания, полученных по правилу третей, от золотого сечения, технологическая простота и наглядность сделали эту схему композиции более популярной.
Сетка, построенная по правилу третей, используется в видоискателях некоторых фотоаппаратов для облегчения компоновки кадра.

Правило утверждает, что изображение должно рассматриваться разделенным на девять равновеликих частей с помощью двух равноудаленных параллельных горизонтальных и двух параллельных вертикальных линий. Важные части композиции должны быть расположены вдоль этих линий, или на их пересечении - в так называемых точках силы. Сторонники этого принципа утверждают, что выравнивание важных частей за этими точками и линиями создает впечатление акцентирования, большего напряжения, энергии и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предмета съемки в центре кадра.

Правильный выбор точки или линии, на которой располагается основной объект съемки, позволяет увеличить выразительность снимка. При прочих равных условиях имеет место следующее: если на снимке присутствует только один объект, его желательно расположить с левой стороны кадра. Рекомендация основана на выработанной чтением привычке просматривать образы слева направо (аналогично для читающих справа налево).

На данном снимке самая выразительная часть композиции - глаза змеи, они расположены на пересечении двух линий третей, горизонтальной верхней и вертикальной правой.

Если на снимке присутствуют несколько объектов, доминирующий объект должен быть размещен в правой нижней точке. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом. Рекомендация основана на усилении восприятия последней полученной информации. Правило третей является одним из наиболее простых правил композиции, но существуют и другие правила композиции. Так, известный советский и российский фотограф Александр Лапин считал: «так называемое правило третей придумано для начинающих, которые просто не знают, как скомпоновать кадр».

Правило № 2 . Диагональный метод (метод диагоналей) — одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Голландский фотограф Эдвин Вестхофф (Edwin Westhoff) случайно натолкнулся на этот метод, когда он визуально экспериментировал с целью исследовать, почему правило третей так неточно. После изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр он обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали квадрата.

Кадр — прямоугольник в соотношении 4:3 или 3:2. Смотрящий обращает больше внимания на детали, расположенные на четырёх биссектрисах проходящих через углы кадра. Детали изображений, на которые обращается большее внимание, находятся часто, с точностью до миллиметра, на одной или нескольких диагональных линиях, лежащих под углом 45° и проходящих через углы кадра. В противоположность другим правилам композиции, таким, как правило третей и золотое сечение, диагональный метод не придает большого значения тому, в каких местах линии пересекаются и акцентирует внимание на произвольной позиции, лежащей по диагонали. Пока эти детали лежат на диагональных линиях, проходящих через углы кадра, они привлекают внимание. Однако диагональный метод требует, чтобы эти детали изображения лежали точно по диагонали, с максимальным отклонением в 1 мм на формате А4. В отличие от других правил композиции, метод не используется для того, чтобы улучшить саму композицию.

Едвин Уэстхофф (Edwin Westhoff) обнаружил, что если начертить линии на изображении под углом в 45°, то можно увидеть, какие детали художник хотел выделить. Исследования показали, например, что важнейшие детали картин и гравюр Рембрандта ван-Рейна лежат именно по диагоналям: глаза, руки, предметы домашнего обихода.

Диагональный метод применяется только для изображений, в которых надо подчеркнуть или выделить определенные детали: например, портрет, где определенные части тела заслуживают большего внимания, либо рекламное фото товара. На некоторых фотографиях ландшафтов есть немаловажные детали, такие как люди, отдельно стоящие деревья или здание, которые могут лежать на диагоналях, но обычно на фотографиях ландшафтов и зданий надо видеть общую картину, где часто другие линии определяют построение картины, например горизонт.
Несколько примеров фотографий, выполненных в диагональном методе: http://www.diagonalmethod.info/

Правило № 3 . Симметрия . Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Это очень сильный инструмент для построения композиции. Кадры с зеркальным отражением — еще одна возможность использовать симметрию.

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции как будто является зеркальным отображением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Правило № 4 . Расфокусировка . Использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии двухмерны по своей природе, а этот прием позволяет добиться трехмерного эффекта. Подобного эффекта можно добиться и обесцвечиванием фона, но это уже программные методы пост-обработки.

Правило № 5 . Фрейминг . Рамка внутри кадра (или "кадр к кадре") является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Необходимо обращать внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. "Рамка" не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным. Это еще один способ изображения глубины и перспективы, придания кадру ощущения трехмерности.

Правило № 6 . Линии . Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом, линия ведет взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на основном объекте съемки. Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми. Изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью.

На этом кадре габаритные линии моста и воображаемые линии фонарного освещения по обе стороны от центра кадра «ведут» нас к главному объекту съемки - Храму. В данной композиции также применен метод симметрии.

Правило № 7 . Геометрия: треугольники и диагонали . Треугольники и диагонали добавляют "динамическое напряжение" в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

Правило № 8 . Закономерности и текстуры . Закономерности в фотографии - это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Вокруг нас очень много закономерностей, особенно в городском ландшафте. Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём.

Правило № 9 . Правило нечетных объектов . Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается, как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях.

Правило № 10 . Заполнение кадра . Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции, без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния.

Правило № 11 . Изменение высоты точки съемки . Ракурс - основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: при этом форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.
Такие точки съемки называются нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Большинство фотографий в мире делается с "нормальной" точки съемки. Но, нередко для реализации творческого замысла помогает использование верхних и нижних точек съемки.

Правило № 12 . Больше свободного пространства в кадре , либо простые фоны. Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь. Часто делают снимки с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Можно также создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.

Правило № 13 . Направление и пространство . В кадре нужно оставлять пространство для воображаемого движения движущихся в кадре объектов. Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Если воображаемая линия взгляда субъекта довольно быстро выпадает из кадра - это кажется странным, кадр становится недосказанным. Грубо говоря, если человек на кадре расположен слева, то смотреть он должен либо в объектив, либо на право, но не на лево.

На фото слева теплоход плывет слева на право, и в кадре оставлено место для его воображаемого движения, справа от теплохода.

Правило № 14 . Баланс . Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.
Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалансу, если оставить своего рода "пустоты" в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, можно сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Правило № 15 . Дополнение/контраст . Подобие или противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Этот прием означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.

На этой фотографии на заднем плане увеселительное заведение «Мулен Руж» в Париже, на переднем плане извивающиеся в потоке воздуха разноцветные ленты, которые дополняют друг друга со зданием знаменитого французского кабаре, усиливая атмосферу праздника на снимке.

Все фотографии - photomatika

В случае использования данной записи активная ссылка на нее обязательна .

Часто встречающаяся ошибка начинающих фотографов – расположение главных объектов в центре кадра. Плохого в этом ничего нет, если вы не стремитесь к художественной фотографии, но если же вы хотите сделать свои снимки красивыми, то просто обязаны знать и применять (правило третей в фотографии) и про другие приемы тоже не забывайте.

При кадрировании фотографий в Adobe LightRoom или AdobPhotoshop, вы могли видеть сетку, разделенную двумя линиями по горизонтали и двумя линиями по вертикали – она фактически и является темой нашего обсуждения.

Правило третей в фотографии.

Правило третей в фотографии

Принцип золотого сечения гласит: если выбрать сторону А за единицу длины, то сторона В=0,618*А, кадр делиться на три части по горизонтали и вертикали.

При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка -“узел внимания”. Как вы уже заметили их четыре.

Психология такова, что именно в этих точках человеку приятней всего видеть главный объект или элемент кадра, именно в них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.

Человеческому глазу достаточно доли секунды, чтобы осмотреть изображение, и если оно сразу не понравится (взгляду будет не за что зацепиться), то разглядывать дальше мы его уже не будем, не говоря уже о размышлении над ним.

От теории перейдем к практике – анализу изображений.

Правило третей в фотографии – примеры.

Правило третей в фотографии

Расположение объекта в центре кадра – типичная ошибка начинающего фотографа.

Правило третей в фотографии

В данном случае линия горизонта расположена по линии горизонта – это уже хорошо, а вот главный – прямо по центру. Фотография выглядит статичной. Давайте применим правило третей.

Правило третей в фотографии

Для кадрирования удобно использовать Adobe Photoshop или Adobe Lightroom (мне больше нравится лайтрум). Расположите главный объект на одном из узлов внимания или на одной из вертикальных линий.

Вот, что получилось:

Правило третей в фотографии

Правило третей действует и на следующей фотографии – травинка расположена по одной из вертикальных линий, менять здесь ничего не нужно.

Правило третей в фотографии

И еще несколько кадров, сделанных по этому принципу.

Правило третей в фотографии

При разглядывании картинки взгляд сначала попадает на камень (узел внимания находится именно в этой точке), потом по линии берега уходит к траве, а далее к горизонту. Фотография динамична – ее хочется разглядывать.

Правило третей в фотографии

При кадрировании изображения линии горизонта выгоднее располагать по одной из вертикальных линий сетки.

Правило третей при фотографировании портретов также актуально.

На следующем снимке в центре внимания – глаза (точнее очки) модели и сахарная вата.

Правило третей в фотографии

Без сетки это будет выглядеть следующим образом

Правило третей в фотографии

Перед тем как начать кадрирование изображения под необходимо , а затем приступать к “подгонке”.

Законы созданы, чтобы их нарушать =) Не надо слепо подчиняться этому правилу, иначе ваша работа будет предсказуема…

О художественной составляющей фотографии мы с вами сегодня поговорили, но нельзя забывать и про техническую сторону момента – ,

"Правило третей" является одним из самых важных композиционных приемом в фотографии.
В этой статье мы познакомим вас с применением "правила третей" в разных жанрах фотографии, от ландшафта до портрета.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому к "правилу третей", как и к другим композиционным правилам, следует относиться, как к практической рекомендации, а не догме. В большинстве случаев этот прием позволит получить интересные сбалансированные снимки и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.
Что же такое "правило третей"?

Применение "правила третей" предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как на снимке ниже. Затем следует разместить ключевые элементы снимка в точках пересечения этих линий.

Martin Gommel .

Сетка, демонстрирующая "правило третей". Самые важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении.

Смысл этого правила заключается в том, что такая композиция приятна для глаз и смотрится более естественно, чем снимки, на которых объект расположен прямо по центру. "Правило третей" заставляет нас творчески подходить к использованию "негативного пространства" - пустых участков на снимке, расположенных вокруг объекта.

Как применить "правило третей" на практике?

При компоновке снимка мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Решите, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не означает, что они должны точно находиться в этих точках, вполне достаточно, если они будут расположены неподалеку от них.


Линия горизонта и главный объект на этой фотографии находятся по "правилу третей" рядом с точками пересечения линий, что делает снимок более эффектным.

Скорее всего, вам придется поработать ногами, чтобы найти наилучшую композицию. Но это поможет вам и лучше продумать композицию снимка, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

В некоторых камерах сетка линий третей видна, когда вы смотрите через видоискатель. Благодаря ей вам не приходится прикидывать на глаз, где же находятся точки пересечения и вы сможете без проблем выбрать правильное расположение объектов.

Примеры применения "правила третей"

"Правило третей" очень универсально и может быть применено в большинстве жанров фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться при съемке.



Andreas Wonisch
Начинающие фотографы, снимая пейзажи, часто размещают горизонт по центру кадра и создает впечатление разорванности снимка. Горизонт следует располагать вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с "правилом третей".

Постарайтесь дополнить фотографию какими-то интересными объектами, такими, как дерево на снимке выше, и не забывайте размещать их в соответствии с "правилом третей". Тогда на снимке появится "магнит" - точка, к которой будет приковано внимание зрителей.

На снимке выше главный объект находится на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу дает баланс и сохраняет снимок от перегруженности ненужными деталями.

Вертикальные объекты, такие как маяк на снимке выше, могут разделить (как и линия горизонта, о которой мы уже говорили) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить этот нежелательный эффект, разместите объект не в центра кадра.



muskva

При съемке движущихся объектов старайтесь размещать объект в направлении движения. Как правило, стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фотообработки

Вы можете применять на фотографии "правило третей" с помощью кадрирования. Кадрированием вы можете менять расположение значимых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.



Jenn Forman Orth

Такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют инструменты кадрирования (crop), которая построены по "правилу третей". Инструмент накладывает сетку с линиями третей, которая помогает вам получить правильную композицию.

Нарушайте правила

Применение "правила третей" и других композиционных правил не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая правила, вы сможете получить более интересные и захватывающие снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы знаете.

Но прежде, чем вы начнете нарушать правила, стоит для начала научиться их применять. Тогда вы будете экспериментировать осмысленно, улучшая композицию, а не просто ради эксперимента.

Автор
Перевод

Оказывается, профессиональный фотоаппарат - еще не залог высококлассной фотографии. Выясняется, что и "Фотошопа" порой недостаточно, чтобы исправить погрешности при съемке. Становится известно, что труд фотографа - не менее легкий, чем любой другой, так как требует огромного количество знаний, навыков, умений. Правила третей в фотографии - лишь один из аспектов, но их обязан учитывать каждый уважающий себя фотограф. В чем же они состоят и как их правильно использовать?

Немного о...

Правила третей в фотографии входят в Это своего рода фотоискусства.

Являясь важной составляющей, правило третей в фотографии, примеры использования которого будут рассмотрены далее, применимо практически к любому выбранному жанру. Хорошо подходит оно и для и для пейзажной. Это делает его универсальным оружием для поражения мишени высококлассности прямо в десятку.

Стоит ли слепо следовать?

Определенно, нет. Строгое и неукоснительное следование правилам к хорошему в искусстве не приводит, но правило трех третей в фотографии всегда может стать отправной точкой для создания шедевра.

А для того чтобы использовать его верно, нужно как следует разобраться, что оно собой представляет, какие преимущества дает творцу, в чем его привлекательность и каким образом при его помощи достигается та самая идеальная сбалансированность, к которой стремится любой фотохудожник.

Баланс во всем!

Баланс - это то, что везде в природе. К балансу стремится все естественное, потому его же следует достигать и в искусственном. В конечном итоге, все, что делает человек, - лишь отображение того, что уже есть в природе. Он черпает свои идеи из нее, она - его лучший помощник и советчик.

Чуть выше уже был использован термин "фотохудожник". С фото все ясно, но почему выбрана именно такая вторая половина данной дефиниции? Что же, фотограф в каком-то смысле тоже художник, держащий в руке вместо кисти известный инструмент. Чтобы получить хороший результат, ему недостаточно просто нажать на кнопку спуска и запечатлеть момент: перед этим следует оценить композицию будущего кадра. Жаль, что не все это понимают, но тем не менее это так.

Что такое композиция?

Грубо говоря, композиция представляет собой целый набор разнообразных приемов, помогающих правильно разместить объекты. Верное расположение позволит отдельным частицам собраться в цельную картинку, на которую, собственно, будет приятно смотреть. Правило третей является основной составляющей композиции вместе с диагоналей и проч.

По существу, правило третей - упрощенный вариант золотого сечения. В оригинальном варианте использованы расчеты сложнее, тесно связанные с числами Фибоначчи. Золотое сечение - один из принципов, который также обязан знать любой фотохудожник, но эта статья - о третях.

Что собой представляет правило третей?

Мысленное деление изображения на девять частей (3 х 3 - три по вертикали, аналогичное число по горизонтали), притом они должны быть равными, - вот описание правила третей. В фотографии оно важно. Описанное разделение представляет собой сетку из двух горизонтальных и Объекты следует располагать в местах их пересечения или вдоль них.

В чем идея?

При использовании такого принципа, как правило третей, фото становится приятнее для глаз и естественнее, ведь важные его элементы располагаются не прямо посередине кадра. Также дается больше пространства для воображения и фантазии.

Фотография не меняется кардинально, но придается значимость объекту съемки. На чем это основано? Когда человек смотрит на картину в целом в реальности, заостряя внимание на чем-то одном, ему в то же время необходимо, чтобы окружающие элементы не мешали, но сочетались с объектом. Конечно, для минутного взгляда такое описание не подходит, но долгое всматривание вдаль предполагает именно это. Задача фотографа - выразить то, на что должен обратить внимание зритель (на кадре будет сфокусировано то, на чем нужно было сфокусироваться, ведь использовать фокус своего собственного глаза на конечном результате уже не получится). Ставить в этом случае объект прямо по центру, что приходит в голову первым, - очень грубое решение задачи и, как уже было упомянуто выше, весьма неестественное, как ложь, шитая белыми нитками.

Как его можно использовать?

Следует мысленно вообразить сетку, выделить важные элементы будущего кадра и расположить их вблизи линий. Стоит помнить, что идеального совпадения может и не быть, но приблизительного необходимо добиться. Сетка - опорный компонент для съемки. Это искусство, и потому никаких "точно в точке" быть не может. С линиями можно "поиграть", композицию расставлять по своему усмотрению. Если позволяют время и техника, можно сделать несколько разных кадров, чтобы сравнить результат и увидеть разницу. Без понимания самой идеи ведь ничего не выйдет, а слепое следование приведет к тому, что все фотографии будут сделаны как будто по одному лекалу. Но в том-то и преимущество правила третей в фотографии: оно такое простое, такое универсальное, и в то же время дает столько вариантов его использовать. Все гениальное - просто. То же сравнение с природой: это словно закат, красота которого настолько неоспорима, что человек восхищается им уже которое тысячелетие, а он каждый день разный. Но от метафор вернемся к реалиям.

Может быть, позицию, с которой будет произведена съемка, придется сменить. Это ничего. Взвешенный и вдумчивый подход к фотографированию - великолепная привычка. Да, современная техника позволяет за минуту "нащелкать" до сотни кадров, но в такие моменты очень кстати будет вспомнить фотомастеров, которые работали с пленкой, когда каждый кадр был невероятно ценен, а просчитывать его параметры приходилось наугад, никогда не зная, что получится в итоге, и получится ли вообще.

В помощь фотографу

Производители некоторых камер ратуют за своих пользователей, добавляя устройству возможность включать и подставлять сетку. Это наглядное представление, и фотограф может освоить правило трех третей в фотографии, не воображая линий мысленно.

Кстати говоря, интересный факт: правило распространено как принцип трех третей. Это не совсем верно. На деле это правило двух третей в фотографии. Но не важно, как его называть, важно, как применить. В этом помогут нижеприведенные советы для каждого из типа фотографий.

Как уже было сказано чуть выше, универсальность - это правило третей. Портрет или пейзаж, или макросъемка, или движущиеся объекты - оно применимо везде.

Для пейзажа горизонт лучше размещать вдоль одной из линий сетки, а не посередине, чтобы не создавалось ощущения разбиения фотокадра на две равные половины. Объект на переднем плане задает точку фокусировки, и его стоит разместить также в соответствии с принципом правила. Если объект крупный, его лучше переместить в бок, чтобы и он не разбивал картину надвое.

Когда человек смотрит на портрет, он всегда обращает внимание на глаза изображенного на фото мужчины (или женщины, ребенка и т. д.). Потому-то фокус должен быть именно на них, а расположить их лучше всего на верхней горизонтальной линии сетки.

Для движущегося объекта хорошо оставить пространство в той стороне, которая является направлением движения.

При съемке человека в полный рост неплохо бы поставить его вдоль одной из вертикальных линий сетки.

Сила точек

Несмотря на то что сам принцип правила строится на равном разделении, известно, что у правой нижней точки воздействие сильнее, чем у нижней левой. Это означает, что если фотография имеет несколько объектов, то самый главный из них следует расположить вблизи первого названного пересечения.

Кадрирование как способ улучшить фотографию

Обыватели привыкли для удаления лишних деталей с общей картины. Мастера убирают их в "Фотошопе" при помощи своих секретных приемов, поскольку кадрирование (та же самая обрезка, по сути) дает преимущество в ином. Ведь благодаря ему можно заставить кадр наследовать правила третей. "Фотошоп" или иная способна улучшить общую картину этим нехитрым способом, переместив объект съемки в более уподходящее место в соответствии с правилом.

Правила придуманы для того, чтобы их нарушать

И правило третей - не исключение. Да, оно - основа композиции, но если чувствовать ее, эту самую композицию, интуитивно, то и нарушая вышеописанный принцип, можно получить нечто интересное, возможно, даже ярче и выразительнее, чем вышло бы с ним. Экспериментировать никто не запрещал! Это даже полезно.

Но вот в чем штука: чтобы нарушить правило с выгодой для себя, надо сначала научиться ему следовать.


«Правило третей» - это азы фотографии, которые упоминаются во многих книгах, как один из способов построения композиции кадра. Основная идея заключается в том, что во время съемки на экране отображается сетка 3x3, которая делит кадр на 9 одинаковых прямоугольников. Таким образом этот инструмент подсказывает как выстроить правильную композицию кадра на этапе съемки - разместить самые важные объекты в тех местах, где линии пересекаются.

Если верить концепции правила третий, то наиболее удачный для визуального восприятия снимок выглядит следующим образом - основной объект кадра находит в точках пересечения сетки, а горизонт проходит по одной из горизонтальных линий.

С точки зрения композиции - это довольно удачное фото. Лыжник и самая высокая вершина располагаются на первой вертикальной линии, причем оба они близки к точкам пересечений. Итак, это фото выглядит хорошо, потому что соответствует правилу третей? Давайте разбираться.

Проблемы с правилом третей

На самом деле их нет. Правило третей - одно из самых простых композиционных руководств. В первую очередь оно предназначено для того, чтобы вы не допускали грубых ошибок. Хорошая композиция - это нечто большее, чем просто размещение важных объектов изображения в точках пересечения сетки 3x3.

Еще один момент, о котором стоит упомянуть заключается в том, что вы можете нанести сетку практически на любое изображение и обнаружить, что основные детали фото попали в точки пересечения.

Можно ли сказать об этих фотографиях, что правило третей им подходит? Конечно, но не стоит забывать утверждение из начала этого раздела о том, что этот метод помогает не допускать грубейших ошибок построения кадра. Обратим на них внимание.

Что делает правило третей

Лучшее, что может сделать этот метод - уберечь вас от размещения объекта слишком близко к краю кадра или, что еще хуже обрезать его по краю. Взгляните на этот отвратительный пример.

Также сетка 3x3 подсказывает вам не размещать объект по центру без необходимых на то причин. Снимки с центральным размещением выглядят плоско, обыденно, скучно и не динамично. Старайтесь избегать такого размещения.


Для новичков правило третей - удобный метод создания композиции снимка, но не стоит на нем зацикливаться. Давайте посмотрим, что можно сделать лучше.

Лучший подход

Эффектная композиция - это довольно сложный предмет, потому что в кадре можно использовать очень много различных деталей, которые будут направлять ваш взгляд. Настоящий мастер-класс в этом деле могут преподать великие художники, такие как Да Винчи, Ван Гог и Пикассо. Они, определенно, не создавали свои шедевры только по правилу третей. Давайте рассмотрим, что же делает эту фотографию лыжника интересной.

Наложив сетку 3x3 становится видно, что правило третей ему подходит, но не с точки зрения сильной композиции.

На этой фотографии происходит следующее - направляющие линии притягивают ваш взгляд к человеку на лыжах, который контрастирует на фоне снега. Помимо этого, изображение сбалансировано, на нем передний план, горы и небо занимают примерно одинаковое пространство и хорошо отличимы друг от друга. На примере ниже отмечены основные направляющие линии.

Как вы вероятно уже обратили внимание, все линии направляют ваш взгляд к точке фокусировки -лыжнику и горе позади него. Наши глаза в первую очередь выхватывают контрастные и яркие области с насыщенными цветами. Человек находится на пересечении между ярким передним планом и затемненными горами и небом. Он также единственный объект оранжевого цвета в почти монохромной сцене с холодными тонами. От него не оторвать взгляд.

Еще один немаловажный момент - сильная диагональ, которая делает это изображение намного лучше, добавляя динамики. Такое решение не только направляет взгляд лыжника, но и аккуратно отделяет передний план от заднего, а также придает ощущение скорости.

Что делать дальше

Надеемся, что эта статья дала вам понимание о правиле третей, а также о том, что для построения композиции используется намного больше различных приемов, чем наложение сетки 3x3. Тем не менее, этот простой метод поможет расставить приоритеты в кадре и лучше его заполнить, поэтому не забудьте в камере своего смартфона включить отображение сетки. Не забудьте заглянуть в наш подробный