Мансур Юсупов: мы боремся с коррупцией, а не с государством. Как защититься от коррупционеров Мансур юсупов биография

Проблемой коррупции сегодня никого не удивишь. Не секрет, что и бухгалтер в своей работе может с ней столкнуться. Куда нужно обращаться за помощью в Москве и как противодействовать вымогателям - в нашем интервью.

Мансур Равилович Юсупов ,председатель Московского антикоррупционного комитета при МТПП, директор Дирекции по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности

Мансур Равилович, может ли в Московский антикоррупционный комитет обратиться бухгалтер, если, например, чиновник вымогает у него взятку?

Несомненно, бухгалтер может к нам обратиться. Мы совместно с прокуратурой и УБЭП организуем комплекс мероприятий, которые помогут разоблачить и задержать вымогателя. Для эффективной деятельности между Московским антикоррупционным комитетом при Московской торгово-промышленной палате (МАКК) и прокуратурой Москвы подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве.

Обращаются к нам довольно часто, в день поступает до десяти звонков. Как правило, обращаются руководители предприятий совместно с финансовыми директорами либо с бухгалтерами по проблемам, возникающим в финансовой деятельности. Помимо вымогательства это могут быть, например, рейдерские захваты, попытки недружественного поглощения и т. д.

- Что нужно сделать, если чиновник вымогает деньги?

В случае вымогательства нужно по возможности записать разговор с чиновником на диктофон, например на мобильном телефоне. Далее можно обратиться к нам по телефону, написать письмо на электронный адрес либо приехать в офис.

- А если такую запись получить не удалось, тогда что делать.

Если не удалось сделать диктофонную запись, надо написать заявление о факте вымогательства и передать в правоохранительные органы напрямую или через нас. Но в любом случае решать, как организовать задержание с поличным и возбудить уголовное дело, будут уполномоченные органы. Эксперты МАКК могут быть привлечены к делу как консультанты.

Хочу еще сказать, что вымогатели не всегда действуют открыто: ты мне - деньги, я тебе - хорошее решение по налоговой проверке. Часто используются скрытые формы давления: неверная трактовка нормативных актов, использование внутренних инструкций и ведомственных распоряжений. В этом случае по жалобе бухгалтера мы можем воспользоваться помощью экспертов-экономистов, которые проведут экспертизу требований ИФНС на предмет законности. Это заключение будет доказательством превышения должностных полномочий чиновника.

- Скажите, а рассмотрит ли комитет анонимное заявление?

Нет, мы анонимные заявления не рассматриваем. По закону только сотрудники ФСБ в случаях, когда анонимная информация представляет оперативный интерес, рассматривают анонимки. Но при этом хочу сообщить, что МАКК работает конфиденциально с обратившимся человеком.

- Мансур Равилович, куда лучше все-таки обратиться, если вымогают взятку: в МАКК, прокуратуру или МВД ?

Все зависит от того, из какой структуры чиновник. Если вымогатель сотрудник милиции, то в прокуратуру, если он из прокуратуры - лучше в УФСБ и т. д. Если трудно определить, к кому лучше обратиться, приходите к нам. Зная ситуацию изнутри, мы решим, каким путем избавиться от коррупционера.

- Чем еще занимается комитет помимо оказания помощи предпринимателям ?

Еще мы проводим независимую антикоррупционную правовую экспертизу различных законопроектов и нормативных актов. Также регулярно направляем законодателям наши предложения по вопросам противодействия рейдерству, контрафактной продукции и организованной преступности. Активно работаем над вопросами совершенствования работы контрольно-надзорных органов.

На наш взгляд, самый эффективный способ противодействия коррупции - это кадровая ротация всех чиновничьих должностей. Например, нужно проводить смену руководства (первых лиц и заместителей) в госучреждениях каждые три года. Ротацию можно делать внутри структуры одного министерства (федерального агентства, службы). Нужно переводить чиновника на равнозначную должность с практически аналогичными функциями без изменения оклада, но, скажем, в другой регион, район, округ.

- Масштабный проект. Как вы думаете, если в одном городе менять чиновников местами, то эффекта не будет?

Если в одном городе или области проводить ротацию, то только с предписанием никого из бывших подчиненных не брать. Главная цель - разбить устойчивые коррупционные схемы, группы и сообщества, налаженные годами. Еще с советских времен коррупция процветала с помощью подбора кадров по принципу кумовства и родства. С этим и надо бороться в первую очередь.

Мария Бренер , корреспондент журнала «Главбух»

Московский антикоррупционный комитет при МТПП в среду, 28 мая, провел в здании Торгово-промышленной палаты РФ заседание, посвященное пятилетнему юбилею комитета. На данном мероприятии предполагалось подведение «итогов деятельности МАККа за 5 лет». Корреспондент «Первого Антикоррупционного СМИ» попросил сопредседателя комитета Мансура Юсупова рассказать, чего МАКК добился, с какими проблемами столкнулся, и какие задачи по противодействию коррупции ставит.

— Мансур Равилович, скажите, с какими проблемами Вы сталкиваетесь при оказании помощи обратившимся к вам предпринимателям?

— С формализмом, бездушием, равнодушием некоторых организаций, особенно органов полиции. В целом, у нас наложены очень хорошие отношения с Прокуратурой города Москвы и с региональными органами прокуратуры.

Мы вышли на другую стадию, мы уже сейчас межрегиональная общественная организация, трансформировались в национальный комитет. Сейчас мы открыли общественное представительство в Крыму, вышли на контакт с новым руководством Крыма, там разворачиваем эту деятельность. Также общественное представительство открыли в Симферополе. В Севастополе открываем. По регионам в ближайшее время планируем – Новосибирск, Хабаровск, Амурская, Самарская области и другие регионы, будут открыты представительства.

Сейчас мы разворачиваем не только узкую антикоррупционную деятельность, но мы уже разворачиваем обеспечение общественного контроля, в том числе, общественного антикоррупционного контроля.

— Ну, а у предпринимателей какие проблемы?

— Чаще всего обращается малый бизнес, чьи права были нарушены. Это наиболее уязвимая группа, потому что у них нет возможности содержать юридические службы, нет возможности выстраивать защиту, поэтому они обращаются к нам.

— Помочь им получается?

— Мы от них принимаем заявление, делаем экспертное заключение. В разных случаях действуем по-разному: привлекаем правоохранительные органы, либо исполнительные органы власти Москвы для защиты законных прав и интересов предпринимателей.

Не всегда все получается, но все же большинство обращений мы до логического завершения доводим. По многим обращениям возбуждались уголовные дела, либо наоборот выносились отказы в возбуждении уголовных дел.

— Какие возникают проблемы при оказании помощи предпринимателям?

— Главные проблемы – это равнодушие в большей степени органов полиции. Это формальные отписки, непринятие мер. Когда мы изучаем поступивший материал и устанавливаем очевидное нарушение законных прав, видим, что черное – черное, белое – белое, и начинаем пояснять правоохранительным органам, особенно полиции, а в ответ получаем формальные описки, нежелание работать.

— Как удается пробить это «равнодушие»?

— Через прокуратуру.

— Какие еще у Вас существуют стратегические партнеры по оказанию помощи предпринимателям?

— В основном, сейчас все общественные организации хотят заключить с нами соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, потому что они видят, что мы реально что-то можем делать в этом направлении, у нас есть реальные результаты. Партнеры – это Московская коллегия адвокатов, главный партнер – это Департамент региональной безопасности противодействия коррупции города Москвы, мы с ними работаем в очень тесном контакте.

Мы работаем с комиссией по безопасности Мосгордумы, которую возглавляет Святенко Инна Юрьевна (также она возглавляет наблюдательный совет МАККа). Ну, а Прокуратура города Москвы – это основной партнер, через которого мы пробиваем каменную стену бездушия, равнодушия и беззакония.

— У вас юбилей, 5 лет МАККу, перечислите кратко 5 итогов работы комитета.

— Первое – это 10 направлений работы, охватывающей весь спектр антикоррупционного законодательства. Мы это все развернули. Это прием обращений по горячей линии, антикоррупционная экспертиза и разъяснительно-просветительская работа.
Важный момент – это издательская работа: мы издаем методические рекомендации, монографии на антикоррупционную тематику; самое значимое – это первый учебник РФ («Противодействие коррупции в РФ», — прим. ПАСМИ) под нашим авторством; у нас свой орган СМИ – издаем журнал «Вестник». Вот конкретный результат.

И потом, мы не оппозиционная организация, мы — организация с инициативной гражданской позицией, поддерживающая инициативу президента.

— Но ведь борьба с коррупцией — это не всегда политика.

— Мы боремся с коррупцией, а не государством. Мы государство поддерживаем в этом направлении.

— Из всех обращений к вам — с чем связаны их основные потоки?

— Во-первых, жалобы идут на неправомерное проведение аукционов, тендеров различных; на неправомерные проверки со стороны УФНС (Федеральная налоговая служба, — прим. ПАСМИ); неплановые, неправомерные проверки со стороны органов полиции. Это основные.

— С начала года , в котором много осталось из прежнего, 94-ФЗ. Вы как его оцениваете?

— Сейчас положительное в этом направлении, в тендерной политике, это повсеместное введение независимых наблюдателей, независимых экспертов. Сейчас к нам идут обращения, чтобы эксперты МАККа участвовали на тендерах, чтобы обеспечить открытость и не допустить там коррупционной составляющей. Когда там появляется независимый эксперт нашего комитета, там уже совсем по-другому работа ведется, там сложно будет договориться, и «междусобойчики» уйдут в историю.

— Последний вопрос. Какие дальнейшие задачи себе ставит комитет?

— Задачи – расширять эту деятельность по всей России и уходить в регионы. Тем более регионы сами обратились к нам для открытия у них представительств.

Беседовал Денис Балашов

Председатель Правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», Сопредседатель МАКК при МТПП

  • Родился в 1958 году в Ульяновской области в семье сельского труженика. Образование высшее, кандидат юридических наук, почетный доктор юридических наук РАЕН, почетный ветеран МВД РФ.
  • С 1976 по 1978 г служил в Советской Армии в прокуратуре Таллиннского гарнизона ЭССР. С 1979 по 2007 год служил в системе МВД России. От постового милиционера дослужился до начальника Управления внутренних дел.
  • С 2007 по 2013 год работал в Московской торгово-промышленной палате на должности директора по экономической безопасности и противодействия коррупции. Организатор и инициатор образования общественной организации в 2009 году при Московской ТПП — Московского антикоррупционного комитета (МАКК при МТПП) председателем которой он был избран решением Правления Московской ТПП. Комитет успешно работает при поддержке отдельного распоряжения Правительства Москвы №295 от 27.08.2009 года.
  • Организатор и инициатор создания Межрегиональной общественной организации содействия программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» (МОО «НКОК») руководителем которой он является. Член Президиума ООО «Офицеры России».
  • Член ОС Прокуратуры Москвы, Межрегиональной транспортной прокуратуры, УФССП РФ по Москве. Эксперт ГД РФ (комитет по безопасности и противодействия коррупции) и Мосгордумы (комиссия по безопасности).
  • Награжден многими государственными и ведомственными наградами, автор учебников и монографии на правовую и антикоррупционную тематику.
  • Профессор кафедры УП Международного юридического института.

Родился в 1958 году в Ульяновской области в семье сельского труженика.

С 1976 по 1978 г служил в Советской Армии в прокуратуре Таллиннского гарнизона ЭССР.

Образование

Образование высшее, кандидат юридических наук, почетный доктор юридических наук РАЕН, почетный ветеран МВД РФ. Профессор кафедры УПД Международного юридического института.

Трудовая деятельность

С 1979 по 2007 год служил в системе МВД России. От постового милиционера дослужился до начальника Управления внутренних дел.

Взаимодействие и сотрудничество Национального комитета общественного контроля с Общероссийской общественной организацией «Народный фронт» (ОНФ)

С 2007 по 2013 год работал в Московской торгово-промышленной палате на должности директора по экономической безопасности и противодействия коррупции.

Московский антикоррупционный комитет

Организатор и инициатор образования общественной организации в 2009 году при Московской ТПП — Московского антикоррупционного комитета (МАКК при МТПП) председателем которой он был избран решением Правления Московской ТПП. Комитет успешно работает при поддержке отдельного распоряжения Правительства Москвы №295 от 27.08.2009 года. Организатор и инициатор создания Межрегиональной общественной организации содействия программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» (МОО «НКОК») руководителем которой он является. Член Президиума ООО «Офицеры России».


Конкурс научных работ в Федеральной службе судебных приставов

Экспертная деятельность

Член ОС Прокуратуры Москвы, Межрегиональной транспортной прокуратуры, УФССП РФ по Москве. Эксперт ГД РФ (комитет по безопасности и противодействия коррупции) и Мосгордумы (комиссия по безопасности). Награжден многими государственными и ведомственными наградами, автор учебников и монографии на правовую и антикоррупционную тематику.

Интервью: Разговор по вопросам антикоррупционной политики и осуществлении общественного контроля в России. Теория и практика

Проблемой коррупции сегодня никого не удивишь. Не секрет, что и бухгалтер в своей работе может с ней столкнуться. Куда нужно обращаться за помощью в Москве и как противодействовать вымогателям — в нашем интервью.

Мансур Равилович Юсупов ,председатель Московского антикоррупционного комитета при МТПП, директор Дирекции по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности

— Мансур Равилович, может ли в Московский антикоррупционный комитет обратиться бухгалтер, если, например, чиновник вымогает у него взятку?

— Несомненно, бухгалтер может к нам обратиться. Мы совместно с прокуратурой и УБЭП организуем комплекс мероприятий, которые помогут разоблачить и задержать вымогателя. Для эффективной деятельности между Московским антикоррупционным комитетом при Московской торгово-промышленной палате (МАКК) и прокуратурой Москвы подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве.

Обращаются к нам довольно часто, в день поступает до десяти звонков. Как правило, обращаются руководители предприятий совместно с финансовыми директорами либо с бухгалтерами по проблемам, возникающим в финансовой деятельности. Помимо вымогательства это могут быть, например, рейдерские захваты, попытки недружественного поглощения и т. д.

— Что нужно сделать, если чиновник вымогает деньги?

— В случае вымогательства нужно по возможности записать разговор с чиновником на диктофон, например на мобильном телефоне. Далее можно обратиться к нам по телефону, написать письмо на электронный адрес либо приехать в офис.

— А если такую запись получить не удалось, тогда что делать.

— Если не удалось сделать диктофонную запись, надо написать заявление о факте вымогательства и передать в правоохранительные органы напрямую или через нас. Но в любом случае решать, как организовать задержание с поличным и возбудить уголовное дело, будут уполномоченные органы. Эксперты МАКК могут быть привлечены к делу как консультанты.

Хочу еще сказать, что вымогатели не всегда действуют открыто: ты мне — деньги, я тебе — хорошее решение по налоговой проверке. Часто используются скрытые формы давления: неверная трактовка нормативных актов, использование внутренних инструкций и ведомственных распоряжений. В этом случае по жалобе бухгалтера мы можем воспользоваться помощью экспертов-экономистов, которые проведут экспертизу требований ИФНС на предмет законности. Это заключение будет доказательством превышения должностных полномочий чиновника.

— Скажите, а рассмотрит ли комитет анонимное заявление?

— Нет, мы анонимные заявления не рассматриваем. По закону только сотрудники ФСБ в случаях, когда анонимная информация представляет оперативный интерес, рассматривают анонимки. Но при этом хочу сообщить, что МАКК работает конфиденциально с обратившимся человеком.

— Мансур Равилович, куда лучше все-таки обратиться, если вымогают взятку: в МАКК, прокуратуру или МВД?

— Все зависит от того, из какой структуры чиновник. Если вымогатель сотрудник милиции, то в прокуратуру, если он из прокуратуры — лучше в УФСБ и т. д. Если трудно определить, к кому лучше обратиться, приходите к нам. Зная ситуацию изнутри, мы решим, каким путем избавиться от коррупционера.

— Чем еще занимается комитет помимо оказания помощи предпринимателям?

— Еще мы проводим независимую антикоррупционную правовую экспертизу различных законопроектов и нормативных актов. Также регулярно направляем законодателям наши предложения по вопросам противодействия рейдерству, контрафактной продукции и организованной преступности. Активно работаем над вопросами совершенствования работы контрольно-надзорных органов.

На наш взгляд, самый эффективный способ противодействия коррупции — это кадровая ротация всех чиновничьих должностей. Например, нужно проводить смену руководства (первых лиц и заместителей) в госучреждениях каждые три года. Ротацию можно делать внутри структуры одного министерства (федерального агентства, службы). Нужно переводить чиновника на равнозначную должность с практически аналогичными функциями без изменения оклада, но, скажем, в другой регион, район, округ.

— Масштабный проект. Как вы думаете, если в одном городе менять чиновников местами, то эффекта не будет?

— Если в одном городе или области проводить ротацию, то только с предписанием никого из бывших подчиненных не брать. Главная цель — разбить устойчивые коррупционные схемы, группы и сообщества, налаженные годами. Еще с советских времен коррупция процветала с помощью подбора кадров по принципу кумовства и родства. С этим и надо бороться в первую очередь.