По Д.С. Лихачеву «Человек должен быть интеллигентен» (Школьные сочинения). Человек должен быть интеллигентным! Лингвокультурологический анализ текста

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Уважаемый старшеклассник!

Для подготовки к сочинению на форуме открыта тема « ».

Чтение текстов схожей тематики и их интерпретация помогут Вам обогатить аргументационное поле для сочинения по русскому языку на Едином Государственном экзамене.

Сначала обратимся к толкованию слов.

Интерпретировать - 1.Разъяснять смысл чего-нибудь.

2.Осуществлять интерпретацию.

Интерпретация – 1.Процесс деятельности по значению глагола несовершенного вида интерпретировать

2.Творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; трактовка.

Трактоваться – 1.Быть предметом обсуждения, истолкования; пониматься, изображаться каким-либо образом;

2.Оцениваться, характеризоваться каким-либо образом.

Вам предлагаются задания для творческого исследования текста.

Задание № 1

1. Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные слова.

2. С помощью выделенных слов сжато перескажите текст, опираясь на предлагаемый порядок интерпретации:

  • укажите заглавие текста (если есть), ф.и.о. автора текста, его сферу деятельности (культурный, общественный деятель, учёный и т.п.); о ком, о чём говорит автор (тема текста), авторские аргументы (доказательства, примеры, пояснения);

используйте вспомогательные фразы:

делится жизненными впечатлениями…

на первый план выдвигается…

  • идея (главная мысль) текста находится чаще всего в конце текста;

для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:

подчеркивает мысль о том, что…

говорит о важности…

поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…

поднимает вопрос о…

пытается показать …

предлагает читателю задуматься над…

наводит на мысль о том, что…

  • найдите в тексте слова, выражающие чувства автора (в том числе и вводные слова, например: к сожалению, к счастью и др. ) – в них часто выражается отношение автора к проблеме;

для формулировки мыслей используйте вспомогательные фразы:

3. Если есть возможность, запишите полученный текст.

4. Проделайте то же самое со следующими текстами, и у Вас появится надёжная «Шкатулка аргументов». Объём творческой работы не должен превышать 6-8 предложений.

Интерпретированные Вами тексты прозвучат на ЕГЭ гораздо убедительнее, чем примеры из жизненного опыта. Необходимо только приложить усилия для развития навыков интерпретации текстов.

Задание № 2

В дальнейшем Вам предстоит поработать таким образом – выбирать любые тексты и писать по этим текстам сочинения. Об этапах написания проблемного сочинения по тексту Вам должно быть известно из пояснений учителя и рекомендаций в разнообразных сборниках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Задание № 2 находится в стадии разработки. Будьте уверены, что Ваша систематическая учебная деятельность по заданию № 1 поможет в выполнении задания №2.

В случае возникновения необходимости посоветоваться с учителем (автором сайта) просим обращаться к Помеловой Галине Николаевне (e-mail [email protected].).

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен ! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах . Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью , а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано:»Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью . Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданиемнового и осознанием старого как нового.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого . Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать , тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным . Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Д.С.Лихачев

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок развития речи. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из статьи Д.С. Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен»

2 слайд

Описание слайда:

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1928-1999г.) Российский ученый-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.

3 слайд

Описание слайда:

Способы сжатия текста Исключение несущественной, второстепенной информации (исключение повторов в тексте, фрагментов предложений, несущих второстепенную информацию, исключение одного или нескольких синонимов). Упрощение (замена): замена синтаксических конструкций;слияние нескольких предложений в одно (замена однородных членов обобщающим наименованием, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена ССП простым и др.) Обобщение: свёртывание исходной информации (соединение в одно нескольких предложений).

4 слайд

Описание слайда:

Сжатое изложение. Алгоритм работы 1.Прослушать (прочитать) текст, определить тему текста (о чем текст); 2.Сформулировать основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан); 3.Разбить текст на части, составить план текста; 4.Определить микротему каждой части; 5.Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию; 6.Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить; 7.Обдумать средства связи между частями; 8.Записать сокращенный (сжатый) текст.

5 слайд

Описание слайда:

Работа с текстом О чём этот текст? Какие проблемы поднимаются в этом тексте? Как название текста влияют на его тему? Какова идея текста? Можно ли образованного человека считать интеллигентным? Перечислите, какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать интеллигентный человек. Согласны ли вы с тем, что «Социальный долг человека – быть интеллигентным»? К какому стилю речи, типу речи принадлежит данный отрывок? Какие признаки публицистического стиля вы в нем нашли? За счёт чего автор воздействует на эмоциональную сторону читателя? Какие выразительные средства помогают образно представить текст?

6 слайд

Описание слайда:

Практическая работа по компрессии текста № Ключевые слова Микротема 1. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность – необходимая составляющая жизни человека. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, идолголетенбудешь на земле». Нравственное здоровье – это условие долгой физической и умственной жизни человека.

7 слайд

Описание слайда:

3. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать- тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Интеллигентность – каждодневная составляющая жизни человека, которую надо развивать. 5. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и « ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему). Интеллигентность – долг человека перед собой и окружающими.

8 слайд

Описание слайда:

Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделала его «белой » среди сотрудников, друзей, родных, становится помехой сближения с другими людьми? Нет, нет и еще раз нет! Интеллигентность нужна при любых обстоятельствах. Она нужна вам и тем, кто вас окружает. Это очень и очень важно, прежде всего, для того, чтобы жить счастливо и долго: именно так, долго! Ведь интеллигентность тождественна моральному здоровью, а здоровье необходимо для того, чтобы жить долго – не только физически, а и умственно.

В одной древней книге сказано: «Уважай отца своего и мать свою, и долгожителем будешь на земле». Это касается и всего народа, и каждого отдельно человека. Это мудро. Но вначале определим, что такое интеллигентность, а уже потом – почему она связана с заповедью долголетия. Многие считают, что интеллигентный человек – это человек начитанный, высокообразованный (и образование его преимущественно гуманитарное), много путешествует, знает несколько языков. Тем не менее, можно обладать этими качествами и не быть интеллигентом, а можно ничего этого не иметь и быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. В самом деле, лишите интеллигентного человека памяти. Пусть он забудет все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить наилучших произведений искусства, если он сможет проняться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, а, поняв, поможет ему не проявить грубости, равнодушия, злорадства, зависти и достойно оценит его – вот это и будет истинный интеллигент.

Интеллигентность не только в знаниях, а и в способности понять ближнего. Она оказывается в тысяче мелочей: в умении вежливо спорить, скромно вести себя за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не сорить вокруг себя – не сорить окурками или бранным словом, плохими идеями (это тоже мусор, да еще и какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать, тренировать, тренировать душевные силы, как тренируют физические. А тренировка возможна и необходима при любых условиях. То, что тренировка физических сил оказывает помощь в долголетии – это понятно. Значительно меньше понимают, что для долголетия необходимо тренировать духовные и душевные силы.

Дело в том , что недоброжелательная и злая реакция на окружающих, грубость и непонимание тех, кто нас окружает, – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Эстетично невосприимчивый человек – несчастный человек. Человек, который не умеет понять другого человека, который приписывает ему только дурные намерения, который всегда обижается на других, – такой человек омрачает свою жизнь и мешает жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Многолетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и внешне красивым. Да, именно красивым…

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем, можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того... Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.

Мария, г.БОРЗЯ

Спасибо,что ответили!Кажется,что очень постой вопрос,но мнения разошлись до абсолютизма поразному,поэтому мне так важно знать чужое мнение,Егор. А я и не писала,что Д.Лихачев ОЧЕНЬ,ОЧЕНЬ умный,он порядочный,интеллигентный,образованый,морально - нравственно развитый,проницательный писатель и академик,КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК!!!Замечательно владеет словом!!!Зря ВЫ,Егор им не восхищаетесь:(Еще раз,искрене благодарю за ответ!Спасибо!:)

егор, Москва

Уважаемая Мария!Я вам благодарен за помощь.Хотя я не люблю и не считаю за очень умного Д.Лихачёва.Теперь про то,что вы спрашиваете.Конечно можно.Нельзя несовместить!Например всё наши Великие исторические личности,(Бухарин,Пушкин,Лермонтов,Ленин,Сталин,Есенин,Иван Грозный,Пётр l,Кропоткин,-разные Великие Русские художники и композиторы и писатели и поэты)не могли существовать без ответственности и достоинства.Например,чтобы в современных напших РФ-эшных реалиях выйти в люди рядовому,молодому и неизвестному поэту,надо,говорю по себе,пройти столько инстанций,типография...-потратить немало денег,пройти через давление и непонимание общества(окружающих тебя людей),поэтому без ответности настоящая интеллегентность(самая настоящая)ктобы что всегда вам неговорил,Мария,не может истинная интеллигентность быть без ответственности и без достоинства.И без чувства долга также-это всё взаимосвязано.

Мария, г.БОРЗЯ

Я продолжу, к большому сожалению не достаточно места для писем такого рода. Я дала определение термина "ПРОСТОТЫЙ".И так что же подразумевает термин "ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ" - это также большое неоднозначное значение, многогранное так же как простой, но в большенстве источников "ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ" означает КУЛЬТУРНЫЙ, отсюда следует, что НЕИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ - это НЕКУЛЬТУРНЫЙ. У меня также есть вопросы насчет ИНТЕЛИГЕНТНОСТИ,например можно ли совместить интеллигннтность с ответственностью, с чувством долга, с достоинством???И что ВЫ подразумеваете под ДОСТОИСТВОМ и под ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ???ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО,узнать чужое мнение!!!

Мария, г.БОРЗЯ

Добрый вечер,Всем!Мне очень понравились коментарии Егора и Павла,скажу честно,я впечетлена!Помоему мнению,ВЫ,расуждаете о интеллигентности,значит идети по верному пути,отсюда следует, что ВЫ найдети ответ на выше постовленный ВАМИ вопрос:"Чем простой отличаеться от неинтеллигентного?"Уважаемый Егор,если ВЫ внимательно прочли статью выдающего писателя,психолога ЛИХАЧЕВА, то наверника должны понять, что по его мнению простой - это вовсе неинтеллигентный, но по моему мнению простой и неинтеллигентный абсолютно не похоже и безусловно нетождественны т.к. чаще всего именно простые люди являются ЧИСТЫМИ ИНТЕЛЛИГЕНТАМИ!Да,мы часто слышим, что простой - это несложный,незамысловатый, незатейливый,то ведь у термина ПРОСТОЙ такоеже многогранное значение как у термина ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ!ВЫ не могли не заметить, что именно у простых людей чаще всего развито чувсто понимания по отношению к другим людям, а ведь именно это означает,что ЧЕЛОВЕК ИСТИНО ИНТЕЛЛИГЕНТИН!(ЛИХАЧЕВ)Неинтеллигентность - это несозерцание,непонимание, несочувствие, нетерпение по отношению к другим людям.Я общалась со многими умными людьми, достаточно образованными, но к сожалению, к большому сожалению в них нет несозерцания, непонимания, несочувствия, нетерпения, неответственности за других людей.Да, Я понимаю меня очень трудно понять, но все же я хочу изложить свои мысле до исходного конца. Подведем итог.И так простой - это многогранное значение, сточки зрения ВАШЕГО восприятия мира, ВЫ пожете понить под простым, что то несложное, незатейливое, но если ВЫ ближе к народу, к людям, то простой в ВАШЕМ восприятии - это душевный, подходящий к сложным вещам,думая не только о себе, но и о людях окружающих его.

егор, Москва

И ещё я скажу!Интеллигентность это не только умение самостоятельно и глубого мыслить,но в пенрвую очередь желание сделать мир лучше добрей,служить высшим и высоким ориентирам общества!Но в современном нашем обществе,(во всём мире,а не только у нас в стране)под интеллигентностью подразумевается (в самом лучшем случае!)образованщина,а в целом демократия-демократическость,(демократ по взглядам),стремление к современности и цивилизации,в худшем смысле этого слова,презрение к просому народу и даже желание влиться в круг так называемой современной элиты,которую порядочные люди могут только презирать,(например уважение к Г.Х.Попову).У меня всё.

егор, Москва

Спасибо Павел,что вы откликнулись.Но вы меня не так поняли.Я говорил про неинтеллигентный,а не про интеллигентный и интеллигентность.Говорят,к примеру,интеллигенты на баллалайках не играют,они играют на пианино,а на баллалайке играет простой народ.Вот меня и интересует,простой и неинтеллигентный это одно и тоже или разные вещи и смыслы.Прошу не путать неинтеллигентный,как вообще любой человек,который к примеру необразованный.Меня интересует главная альтернатива интеллигента как неинтеллигент и как простой человек,простолюдин.И ещё,пожалуйста,главное,простой(неинтеллигентный)не значит дурак,или глупый.Это понятно,ведь какой-нибудь артист может быть дурак,но он несомненно интеллигент,а какой-нибудь кузнец,да и вообще рабочий может быть умным.Заранее спасибо,Павел.Очень приятно,что вы первый ответили на мой вопрос.

Павел, Москва

Егор, я полагаю, что это понятия сходные, но не тождественные. Если выразить в двух словах, интеллигентность есть умение самостоятельно и глубоко мыслить. Вы возразите: узко, неверно, а как же умные злодеи? Согласен, но я убежден, что понятие "глубокого" мышления исключает сие: человек истинно умный, чувствующий и добросовестный должен, как мне кажется, непременно прийти к выводам о недопустимости грубости, хвастовства, эгоизма и проч. - то есть, я хочу сказать, глубокое упорядоченное мышление приходит к истинным нравственным идеалам, о которых каждому постоянно шепчет его внутреннее чувство - его совесть. Итак, простой человек может ли быть интеллигентным, спрашиваете Вы. То есть, вопрос, может ли быть простой человек носителем самостоятельного, ясного и глубокого ума, уметь поступать по совести вопреки обстоятельствам, обычаям и т.п.? Наверное, да, но, согласитесь, это не так часто встречается даже у людей вполне "непростых" - грамотных, образованных. Моральность в наше время есть именно умение идти против безнравственности толпы, прокладывать в снегу заблуждений свою непростую дорожку - а по силам ли это делать "простому" человеку - то есть не вполне образованному, мало читавшему, не привыкшему строить речь, связно выражать сложные мысли, размышлять об абстрактных предметах с собою самим? Он еще не почувствовал силы своего ума, он еще не уверен в своих интеллектуальных способностях, он еще не осознал, может быть, что идея выше вещи. Ему очень сложно будет вдруг найти свою тропу, отстаивать свой принцип - либо же он изменится в этих попытках и станет уже человеком "непростым", то есть образует сам себя вполне длительными размышлениями. Итак, пока человек прост, ему сложно начать самостоятельно мыслить, поскольку у него вовсе нет такой привычки - а именно самостоятельное мышление, направленное к достижению истины, и составляет интеллигентность.

Егор, Москва

Кто нибудь скажет,простой и неинтеллигентный это вообще одно и тоже или есть разница,а если есть разница,то в чём она заключается.

Роман, Красноярск

Замечательное эссе! Побольше таких работ хочется видеть.