Темы проектов я познаю мир в доу. Программа проектной деятельности "я познаю мир". Новые технологии в работе библиотек
СП ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка – Детский сад «Светлячок»
Воспитатель: Н.Н.Евженко 2012 год
Пояснительная записка
Дети раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность - это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться - страстно желающим что-то узнать. Она вложена в нас Богом, так что почти с момента рождения у нас имеется тяготение исследовать окружающий мир. Наше существование - это не прекращающийся процесс учения. Если мы хотим воспитать зрелых, уравновешенных людей, мы должны удовлетворять их любознательность, желание узнавать что-либо.
Так мир обычного здорового ребенка превращается в своего рода исследовательскую лабораторию. Дайте ему в руки какой-нибудь предмет, и он станет изучать его с помощью всех своих органов чувств - даже пробуя на вкус! Однако экспериментирование на этом не кончается. Любой родитель знает, что малыш в стремлении понять и исследовать все вокруг пытается согнуть, стукнуть, потрясти или разобрать то, что попадается ему в руки, - и часто это приводит его в восторг.
Общение с детьми должно приносить родителям радость. Но на что родители тратят свободное время, когда оно у них появляется? В наши сложные экономические дни, когда все есть и хочется всего, родители, порой теряют самое важное – время. Время, которое мы должны уделять развитию своих детей. Ведь именно родители являются главными воспитателями своим чадам. Все мы знаем поговорку: «Яблоня от яблони не далеко падает», поэтому я решила попробовать развить любознательность наших детей через родителей.
1. Актуальность проекта
Развитие органов чувств у детей от двух до трех лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В раннем возрасте для нормального умственного развития ребенка подойдут самые обычные строительные кубики, пустые коробки, бумага, краски и даже песок и вода.
У детей богатое воображение, они очень любознательны и любят играть. Так почему бы не помочь им развивать все эти способности, используя собственные резервы, объединенные в проекте.
1. Проблема проекта
Актуальной проблемой данного проекта будет развитие любознательности детей через родителей, создание сенсомоторной зоны в 1 младшей группе с помощью привлечения родителей и других членов семей, развитие творческого интереса родителей в создании игрушек.
1. Цель проекта
Формирование познавательно - речевой активности детей раннего возраста, через активизацию родителей по теме: «Сенсорное воспитание».
1. Задачи проекта
создание условий для озна¬комления детей с цветом, фор¬мой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
формирование умений выде¬лить цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сен¬сорным признакам;
совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
воспитание бережного отношения к игрушке;
обогащение представления родителей о значении игрушки и её роли в жизни ребёнка;
пополнение предметно – развивающей среды группы.
5. Участники проекта
педагоги: воспитатели группы;
дети 1 младшей группы;
родители и другие члены семьи.
6. Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта ожидается:
формирование познавательно - речевой активности детей раннего возраста;
формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
7. Краткое описание проекта
Социально - педагогический проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» реализуется на базе государственного бюджетного образовательного учреждения СОШ №1 структурного подразделения Детский сад "Светлячок" села Большая Черниговка Самарской области в 1 младшей группе «Непоседы».
Проект включает в себя традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию познавательно - речевой активности детей раннего возраста и формированию родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
8. Этапы реализации проекта
1. Организационный этап (01.09.2012 – 31.09.2012)
2. Реализационный этап (01.10.2012 – 15.05.2013)
3. Итоговый этап (май - июнь 2013)
9. План мероприятий по реализации проекта
План - график реализации социально-педагогического проекта «Я познаю мир»
(«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»).
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать координацию мелких движений кисти рук, учить различать размеры колец и располагать их в определённой последовательности, в постепенно убывающем порядке, понимать слова «надень», «сними», «кольцо», и название цвета, а детей в возрасте 2-х лет и называть их.
Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку пирамидку из 3-х колец одного цвета, резко контрастных по размеру. На глазах у детей собирает башенку, приговаривая: «Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень), а теперь возьму кольцо поменьше, а теперь самое маленькое». Предлагает детям собирать башенку, помогая, если ребёнок затрудняется.
Дидактическая игра «Соберем яблоки для ежика»
Цель: формировать умение различать и выделять в предметах два цвета спектра (желтый и красный) и геометрическую форму (круг); формирование умение помогать товарищам (ежику).
Ход игры: Воспитатель просит детей помочь ежику, который нес много яблок на своих иголках для ежат, но, к сожалению, они рассыпались на дорожке.
Дидактическая игра
«Чудесная коробочка»
Цель: знакомство детей с основными геометрическими фигурами, с соотношением и различаем их форм, цветов и размеров.
Дидактическая игра
«Кубик на кубик»
Цель: формирование умения собирать устойчивую и ровную башенку из кубиков путем постановки их друг на друга; дать понять детям, что постройку можно использовать для игры; закрепить понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик».
Дидактическая игра
«Найди тарелочку для чашечки»
Цель: знакомить с основными цветами спектра; совершенствовать мелкую моторику, развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, память.
Дидактическая игра «Собери грибочки на полянке»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, цвету; осуществляя выбор из трех цветов одинаковой формы; развитие мелкой моторики.
Дидактическая игра
«Собери картинку»
Цель: упражнять детей в умении складывания целостной картинки, состоящей из 4 – 6 частей.
Дидактические игры - шнуровки: «Пуговица», «Яблоко»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: закрепление навыков детей узнавать предметы по характерным признакам.
Ход игры: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.
Дидактическая игра «Найди друга»
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, сине¬го, желтого; бубен.
Ход игры: педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: того, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточ¬няют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.
Дидактическая игра «Водопой»
Цель: закрепить умение выби¬рать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать умение выбирать форму, ориен¬тируясь на слово, и по возмож¬ности называть ее; формировать умение называть до¬машних животных и их детенышей.
Материал: игрушечные до¬машние животные: корона, соба¬ка, кошка, лошадь, свинья, их де¬теныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, пря¬моугольные); игрушечный кув¬шинчик.
Ход игры: предложить ребенку налить в поилки воду и напоить живот-ных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корону с те¬ленком к поилке» и т.д.
(на примере работы школьного велоклуба «
Velos
», МБОУ «1-Хомустахской средней общеобразовательная школа», Намского улуса, Республики Саха Якутия)
В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» даются следующие основные определения и понятия:
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;
туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.
Анализ опыта работы по организации велотуризма подростков показал, что к средствам туризма относятся: велопробеги, экскурсии, походы и путешествия, слеты и соревнования, комплексные туры и сборы по видам велотуризма, туристские развлечения и активный отдых, туристские экспедиции, туристское краеведение и т.п.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования познавательной активности подростков в процессе велотуризма осуществлялась в практике туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», который начал функционировать в 2005 году.
Главная задача туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», заключается в создании условий для укрепления здоровья детей, реализации оздоровительных, спортивных, культурно-досуговых программ а также реализация потребностей и интересов учащихся через активную познавательную деятельность средствами велотуризма.
развитие знаний подростков по велотуризму;
формирование совокупности умений подростков по реализации велотуризма;
активизация социально ориентированной позиции подростков.
Социально-педагогический потенциал туристско-краеведческого лагеря «Альтаир» определяется:
возможностью расширения границ взаимодействия подростка с окружающим миром, макро- и микросредой;
наличием многообразия содержания деятельности туристических объединений, что способствует развитию знаний подростков по велотуризму;
предоставлением жизненного пространства, в котором происходит познание самого себя в социальных обстоятельствах.
В начале опытно-экспериментальной работы с целью выявления уровня востребованности велотуризма как сферы дополнительных образовательных услуг нами было проведено анкетирование и изучение потребностей учащихся 1-Хомустахской средней общеобразовательной школы, в котором приняло участие 145 школьников 5-11 классов. Результаты анкетирования показали, что среди школьников востребованы многие виды дополнительных образовательных услуг.
Изучение социального запроса на образовательные услуги осуществлялось не только на основе изучения потребностей детей в их освоении, но и на основе анализа статистических показателей деятельности лагеря «Альтаир» с момента начала его деятельности, т.е. с 2005 года, а также выявления мнения родителей о влиянии велотуризма на развитие подростков. Опрос и наблюдения показывают, что рейтинг туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», возрастает с каждым годом.
В результате анализа отношения родителей о влиянии велотуризма на развитие подростков было выявлено, что 33% родителей определяют занятие велотуризмом как любимое дело, а 30% - как возможность укрепления здоровья, 37% родителей отметили значимость велотуризма в социальном воспитании подростков.
Представляет особый интерес мнение родителей о роли велотуризма в жизни подростка: делать жизнь интересней - 59,3%, готовить подростка к жизни во всех отношениях - 40%, дополнять образованием школу - 16%, отрывать подростка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 24,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%, велотуризм не нужен - 0,8 %, затруднились ответить - 2,5%.
В ходе констатирующего и преобразующего этапов эксперимента нами были проведены исследования мотивационной готовности 20 школьников – участников краеведческого велоклуба, которые показали, что интересы к избранной деятельности стали более устойчивыми (табл. 1).
Таблица 1
Динамика мотивационной направленности детей
туристско-краеведческого лагеря «Альтаир»
Проектируя содержание социального воспитания в туристско-краеведческого лагеря «Альтаир», мы опирались на обоснованную учеными взаимосвязь и взаимообусловленность целеполагания, проектирования, прогнозирования, моделирования.
Краеведческая деятельность, построенная на изучении материальных памятников истории и культуры имеет ряд специфических особенностей, которые позволяют ее считать комплексным средством всестороннего развития личности. Построенная на интересе к истории родного края, она несет в себе воспитательную функцию развития патриотизма, любви к своей малой и большой Родине. Формируя интерес к учебному предмету «История», она предполагает освоение культурного опыта, накопленного человечеством и формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
Проект программы «Развитие познавательной активности подростков средствами велотуризма»
Концепция проекта . Проведя комплексное исследование туристских ресурсов региона и анализ туристского рынка республики Саха (Якутия), мы увидели, что в Намском улусе есть все необходимые условия для развития познавательного велотуризма. Велотуризм в регионе может иметь большую динамику и развиваться с геометрической прогрессией потому, что в улусе есть возможности организовать промежуточные стоянки, палаточные городки в с. Никольцы и в с. Хатын-Арыы, что дает возможность составлять однодневные и многодневные велотуры, также можно составлять маршруты, учитывая пожелания участников, например: отправить с небольшим отрывом несколько групп и внести игровой характер велотура; составить тематические велотуры; сделать велотуры учебные, например, для сборов лекарственных трав; оставить велотуры грибников, ягодников и т.д.
Иными словами, данный проект может широко использоваться на практике, так как предлагаемая программа и велотуры, входящие в нее, обладают новизной, экономически выгодны и могут применяться как в культурно-образовательных, оздоровительных, развлекательных, так и рекреационных целях. Проект программы может послужить основой для разработки новых познавательных велотуров для подростков внутри даннойреспублики. Велосипедный туризм для подростков может быть использован для проведения и организации путешествий с целью отдыха и развлечения, познания, которые охватывают посещение музеев, исторических мест, памятников культуры республики и.т.д.
Характеристика аудитории:
Разработанная программа и велотуры, входящие в нее, направлены на определенный сегмент рынка – подростков. Эта категория населения не обладает финансовым доходом, имеет определенные интересы и потребности в большей степени в общении и самовыражении, нежели в познании чего-либо нового. Подростки акцентируют внимание на активном отдыхе, не требующем больших умственных и материальных затрат.
Основная идея проекта – использовать историко-этнические, культурно-познавательные, природные и развлекательные ресурсы республики Саха (Якутия) с целью развития познавательной активности подростков, посредством велотуризма предоставить возможность подросткам ознакомиться с историей, культурой, этнографией и природой, увидеть красоты родного края. Велотуры имеют специально разработанные программы, в которые входят посещение различных экскурсионных объектов, знакомство с улусами, селами, их обычаями. Велотуры будут иметь форму хорошо организованных программ, но в то же время свободных. Данные туры включают в себя экскурсионное обслуживание, размещение, услуги гида.
Цель проекта: разработать программу велотуров, ориентированную на подростков, с целью развития их познавательной и социальной активности, максимально используя культурно-познавательный потенциал республики Саха (Якутия).
Задачи:
Выявить специфику велотуров для подростков;
Выявить интересы и потребности подростков, предъявляемые к путешествиям.
Формирование интеллектуальных, коммуникативных и практико-ориентированных компетенций.
Формирование отношения к познавательной деятельности как к ценности.
Изучить туристские ресурсы Республики Саха (Якутия).
Культурная программа – во время велотуров предоставляется насыщенная экскурсионная, культурно-познавательная программа с посещением как природных, так и культурно-исторических объектов, а также общение со сверстниками: проведение игр, дискотек, соревнований.
По передвижению – вид транспорта – велосипед
По проживанию – палаточные городки, мотели.
По питанию - полное питание в мотелях и чайных.
Этапы реализации проекта:
1.Поисково-исследовательский этап
Темы проекта:
«Ленский острог»;
«Деревянное зодчество старины»;
«Памятники этнографии».
Составление проекта для организации велотура;
разработка документации;
составление маршрутов велотуров, альтернативных путей решения;
подбор кадров;
реализация велотуров.
экономический расчет;
подготовка материалов проекта, исследовательских работ;
защита проекта велотура;
реализация проекта.
1.Развитие познавательной активности подростков, получение дополнительных знаний по истории, краеведению, расширение кругозора учащихся.
2. Развитие социальной и общественной активности. Воспитательные задачи успешно решаются только в том случае, если деятельность ребят имеет общественно полезную направленность, а результаты работы – практическое применение (выступление перед школьным коллективом, родителями, спонсорами; изготовление сувениров для подшефного детского сада; организация походов; выступления агитбригады в других школах, организация работы с младшими школьниками и т. д.).
3 . Развитие инициативы и творчества.
Вся работа должна основываться на самоуправлении, добровольности и инициативе.
Для развития творческих способностей участников велотура организуем агитбригады, группы оформителей, поэтов, художников, фотографов, корреспондентов и т. д. В таких группах находят свое место и «трудные» подростки, потому что они могут продемонстрировать свои возможности, показать себя с положительной стороны, завоевать авторитет, самоутвердиться в школьной жизни на основе положительного опыта.
Велика роль велотура как центра общения. Именно здесь ребята имеют возможность свободно и непринужденно обсуждать актуальные жизненные вопросы и всевозможные проблемы, волнующие лично их.
Все функции велотура взаимосвязаны. Решение образовательных и воспитательных задач только выигрывает от организации хорошего отдыха и развлечений.
Для достижения основных целей и решения задач необходимо:
Контакты с учреждениями и должностными лицами системы здравоохранения, образования и другими организациями;
Выделение путевок на оздоровление детей;
Вовлечение детей в краеведческую экспедицию;
Поиск специалистов для проведения встреч, лекций, спортивный соревнований;
Взаимодействие со СМИ;
Взаимодействие с образовательными учреждениями Мегино-Кангаласского. Чурапчинского и Таттинского улусов;
Приобретение и чтение литературы о Таттинском, Чурапчинском, Мегино-Кангаласском улусах;
Составление маршрутов пути;
Изготовление вымпелов, буклета о лагере
Маршруты ежегодно меняются.
1-Хомустах - Графский Берег – Хатас – Буойун - Соттинцы – Уодэй – 1-Хомустах - 140 км;
1-Хомустах- Норогана-Мугудай-Чурапча- Черкеех- 1-Хомустах - 269 км
1-Хомустах- Кильдямцы-Якутск-Октетёмцы-Покровск-Качикатцы –Самартай-Нижний Бестях-1-Хомустах - 283км
Хомустаах-Майя-Эмис-Амма-Ботун -Аба5а -Саhыл Сыhыы--Хомустаах» - 532 км и другие.
Организатор велотура,
2 воспитателя,
клубные работники,
повар,
водитель,
мед. работник.
Тематика проектов исследовательской работы для учащихся по итогам велотура на учебный год:
«Исторические этюды прошлого: «Ленский острог»;
«Эдуард Карлович Пекарский – создатель фундаментального «Словаря якутского языка»;
«Суорун Омоллоон - инициатор и руководитель работ по организации музея политической ссылки»;
«Татта – родина П.А.Ойунского»;
«Сквер выпускников»:
«Судьба писателя – судьба народная»;
«Отчет о поездке в Таттинсккий улус»;
«Лингвист Семен Андреевич Новгородов»
«Политический ссыльный Короленко»
«Первый секретарь комсомольской ячейки –Охлопков Тимофей Николаевич (Соттой)»
«Музей космонавтики в Якутии»
«Братья Софроновы»
Выводы по реализации программы «Развитие познавательной активности подростков средствами велотуризма»:
За время работы лагеря изучаются исторические и памятные места Намского, Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Хангаласского, Амгинского улусов;
Во время намеченного веломаршрута «Памятники этнографии» участниками посещаются и изучаются историко-культурные ресурсы региона: музей М.К. Амосова, туристический этнографо-архитектурный комплекс «Урдук Иирэ», исторические места и памятники, музеи Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Хангаласского, Усть-Алданского, Горного улусов, Чоркохский историко-этнографического музей и т.д.;
На основе велотуров составляется презентационный материал «Исторические этюды из прошлого Намского улуса», «Татта-земля Олонхо». Сюда включаются все материалы по итогам велотура. Снимаются видеосюжеты на протяжении всего маршрута.
Создаются условия для организации интересного, физически-активного досуга подростков в летний период.
Для организации жизни подростков в туристическом лагере разрабатывался не набор развлечений, а серьезная, настоящая работа, от которой зависели успешность похода и благополучие туристического быта.
Благодаря общению с природой и приобщению к активной туристической деятельности ребята проводили физические тренировки, обучались основам безопасной жизнедеятельности в природных условиях, постигали способы достижения максимальной эффективности деятельности при решении нестандартных ситуаций, реализовывали свои интересы, связанные с романтикой приключений.
В процессе организации велотуров создаются условия для создания интересного, физически-активного досуга подростков в летний период.
Основные маршруты клуба:
2005 г. 1-Хомустах – Графский – Берег- 2-Хомустах-Соттинцы-1-Хомустах. 140 км
2007 г. 1-Хомустах-Хатын-Арыы-Бетюнцы-Хатырык –«Урдук Иирэ»- 1-Хомустах 110 км.
2008 г. 1-Хомустах- Норогана-Мугудай-Чурапча- Черкеех- 1-Хомустах - 269 км
2009 г. 1-Хомустах- Кильдямцы-Якутск-Октетёмцы-Покровск-Качикатцы –Самартай-Нижний Бестях-1-Хомустах - 283км
2010 г. Хомустаах-Майя-Эмис-Амма-Ботун -Аба5а -Саhыл Сыhыы--Хомустаах» - 532 км
2011 г. Хомустаах-1 Кангалассы-Соттинцы- Тумул - Кэптэни –Дюпся – Хомустах-288 км
2012 г. 1-Хомустах- Якутск –Магарас -Бердигестях - Дикимдя –Эбэ – 1-Хомустах-564 км (125 км на велосипеде)
Велосипедный туризм по сравнению с другими способами формирования познавательной активности подростков имеет ряд преимуществ.
Основные результаты исследования можно представить в виде положений:
1. Республика Саха (Якутия) обладает природно-рекреативными и историко-культурными ресурсами для активного развития велотуризма.
2. Подростковый велотуризм в условиях, характерных для данной территории, является оптимальной формой для деятельности в этом направлении.
3. Предлагается комплекс туристских программ, позволяющих обеспечить культурное и физическое развитие подростков, ориентированных на материальные возможности данного сегмента потребителей туристического продукта.
4. В ходе реализации данной программы происходил процесс развития познавательной активности участников (подростков) по нескольким направлениям:
А). Культурно-познавательному - с помощью экскурсий по историческим местам и музеям.
Б). Экологическому – с помощью общения с природой;
В). Оздоровительному – с помощью физических тренингов в процессе езды на велосипеде по разработанным маршрутам;
Г). Коммуникативно-познавательному - в процессе общения и взаимовыручки при прохождении группой подростков туристического маршрута.
Показателями влияния деятельности клуба велотуристов на социализацию школьников служат следующие критерии и их результаты:
Устойчивость в выборе ценностных ориентаций;
Коммуникативные знания, умения и навыки;
Потребность в проявлении организаторских способностей;
Положительные изменения во взаимоотношениях между детьми и родителями;
Рост активности участия детей в организации и проведении общественно полезных мероприятий;
Личностный рост каждого участника образовательного процесса.
Личностные достижения - это опыт, база, позволяющая ребенку переходить на более высокий уровень развития; это гарантия успешности дальнейшего движения.
Руководитель клуба «
Velos
» Кривошапкина Жанна Анатольевна,
Учитель высшей категории,
Проект «Я познаю мир».
Цель проекта: создать условия для формирования у воспитанников интегративных качеств: любознательный, эмоционально-отзывчивый, способный управлять своим поведением, навыков познавательно – исследовательской деятельности через расширение представлений об окружающем мире в различных видах деятельности, взросло - детское экспериментирование.
Задачи:
1. Расширить представления детей о животном, подводном мире.
2. Формировать первичный исследовательский интерес в ходе экспериментирования с различными материалами.
3.Упражнять детей в умении делать элементарные выводы по итогам эксперимента.
4. Развивать у детей наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал); развивать умение узнавать по описанию животное, растение, отгадывать загадки.
5.Поощрять детей к активному поиску информации по интересующей теме в познании окружающего мира.
6.Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
7.Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
8.Воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса к через развитие исследовательских навыков ребенка. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать количество исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Проблемы:
У детей недостаточно представлений, знаний о животном, подводном мире нашей планеты;
- недостаточно представлений о том, как и где можно найти интересующую информацию, к кому обратиться за помощью;
Недостаточно развиты навыки наблюдения, экспериментирования;
Не умеют самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента;
Многие дети не проявляют любознательность в познании окружающего мира;
Затрудняются в установлении взаимосвязей в живой и неживой природе.
Участники проекта : воспитанники средней группы №2, воспитатели Курманенко Л.И., Коньшина Н.Р., родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Сроки проведения: с 13.01.2014г. по 07.02.2014год.
Итоговые мероприятия:
1.познавательная игра « Наш дом - планета Земля»;
2. фотовыставка «Хотим все знать».
Ожидаемый результат:
Воспитанник:
- проявляющий любознательность к познанию окружающего мира;
- имеющий представления о животных нашей планеты, о подводном мире;
- умеющий осуществлять поиск информации по определенной тематике;
Проявляющий навыки исследовательской деятельности;
Умеющий делать выводы по итогам эксперимента;
Умеющий устанавливать взаимосвязей в живой и неживой природе.
Родители:
76% родителей, принимающие активное участие в реализации проекта;
62% родителей, закрепляющие полученную информацию об окружающем мире в семейном воспитании;
80% родителей, повысившие педагогической компетентности в вопросах организации и проведение исследовательской деятельности.
Перспективный план по проекту « Я познаю мир» в средней группе.
Познание
Что такое вода.
Откуда хлеб пришел.
Кто живет под водой.
В мире животных (сравнение диких, домашних).
Животные жарких стран.
Коммуникация.
Рассматривание картины « Подводный мир».
Составление описательного рассказа о диких животных.
Художественно – эстетическое развитие.
Рисование.
Рыбки в аквариуме (коллективная).
Нарисуй домашнего животного.
Рисуем животных жарких стран.
Лепка.
Пирожки для бабушки.
Золотая рыбка.
Слон.
Аппликация.
Подводный мир (коллективная).
Красивая салфетка на стол.
Конструирование.
Устроим кукле Маше комнату.
Теремок для зверят.
Социализация.
Беседа «Бережем наш дом».
Беседа « Не обижай животных».
Безопасность
Беседа « Один дома».
Беседа «Наша безопасность дома».
Беседа «Осторожно животные».
Тема проекта: «Я познаю мир».
Срок реализации проекта: с 13.01.2014г. по 07.02.2014год.
Социально – личностное развитие:
1.Повторяйте и закрепляйте дома с детьми правила поведения в природе.
2.Воспитывайте бережное отношение к животным. Формируйте у детей понимание необходимости защищать и оберегать природу, животный мир нашей планеты. Показывайте пример бережного отношения к живой природе, другим людям.
3.Расширяйте представления детей о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Познавательное развитие:
1.Беседуйте с детьми об окружающем мире, рассказывайте, знакомьте ребенка с элементарными знаниями из различных областей науки.
2. Побуждайте ребенка к различной активности: наблюдениям, манипулированию с предметами, элементарному экспериментированию.
Упражняйте детей в умении обследовать предметы, сравнивать их по различным признакам (цвет, форма, величина, материал).
3.Участвуйте с детьми в экспериментальной деятельности: проводите опыты и эксперименты. Для поддержания интереса детей к экспериментированию помните следующее:
Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;
Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;
Объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;
Положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.
4.Беседуйте с ребенком о его намерениях, целях. Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (у ребенка при этом развивается речь, умение формулировать выводы, рассуждать).
5.Расширяйте кругозор, любознательность детей через чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, совместный просмотр фильмов, передач познавательного характера, посещение музея, библиотеки.
6.Поощряйте детей к активному поиску интересующей его информации.
Художественно – эстетическое развитие:
1.Упражняйте в умении рисовать(животных, растения и.др.)
2.Выполняйте вместе с ребенком аппликации, лепите, рисуйте, что ребенку интересно, его впечатления о чем – то новом.
Физическое развитие:
1.Развивайте двигательную активность детей через различные подвижные игры, игры – имитации, игры – подражания.
СП ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка – Детский сад «Светлячок»
ПРОЕКТ «Я познаю мир»
Воспитатель: Н. Н.Евженко 2012 год
Пояснительная записка
Дети раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность — это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться - страстно желающим что-то узнать. Она вложена в нас Богом, так что почти с момента рождения у нас имеется тяготение исследовать окружающий мир. Наше существование - это не прекращающийся процесс учения. Если мы хотим воспитать зрелых, уравновешенных людей, мы должны удовлетворять их любознательность, желание узнавать что-либо.
Так мир обычного здорового ребенка превращается в своего рода исследовательскую лабораторию. Дайте ему в руки какой-нибудь предмет, и он станет изучать его с помощью всех своих органов чувств - даже пробуя на вкус! Однако экспериментирование на этом не кончается. Любой родитель знает, что малыш в стремлении понять и исследовать все вокруг пытается согнуть, стукнуть, потрясти или разобрать то, что попадается ему в руки, - и часто это приводит его в восторг.
Общение с детьми должно приносить родителям радость. Но на что родители тратят свободное время, когда оно у них появляется? В наши сложные экономические дни, когда все есть и хочется всего, родители, порой теряют самое важное – время. Время, которое мы должны уделять развитию своих детей. Ведь именно родители являются главными воспитателями своим чадам. Все мы знаем поговорку: «Яблоня от яблони не далеко падает», поэтому я решила попробовать развить любознательность наших детей через родителей.
1. Актуальность проекта
Скачать проект
Развитие органов чувств у детей от двух до трех лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В раннем возрасте для нормального умственного развития ребенка подойдут самые обычные строительные кубики, пустые коробки, бумага, краски и даже песок и вода.
У детей богатое воображение, они очень любознательны и любят играть. Так почему бы не помочь им развивать все эти способности, используя собственные резервы, объединенные в проекте.
1. Проблема проекта
Актуальной проблемой данного проекта будет развитие любознательности детей через родителей, создание сенсомоторной зоны в 1 младшей группе с помощью привлечения родителей и других членов семей, развитие творческого интереса родителей в создании игрушек.
1. Цель проекта
Формирование познавательно — речевой активности детей раннего возраста, через активизацию родителей по теме: «Сенсорное воспитание».
1. Задачи проекта
создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
формирование умений выделить цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
воспитание бережного отношения к игрушке;
обогащение представления родителей о значении игрушки и её роли в жизни ребёнка;
пополнение предметно – развивающей среды группы.
5. Участники проекта
педагоги: воспитатели группы;
дети 1 младшей группы;
родители и другие члены семьи.
6. Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта ожидается:
формирование познавательно — речевой активности детей раннего возраста;
формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
7. Краткое описание проекта
Социально — педагогический проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» реализуется на базе государственного бюджетного образовательного учреждения СОШ №1 структурного подразделения Детский сад «Светлячок» села Большая Черниговка Самарской области в 1 младшей группе «Непоседы».
Проект включает в себя традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми по формированию познавательно — речевой активности детей раннего возраста и формированию родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста.
8. Этапы реализации проекта
1. Организационный этап (01.09.2012 – 31.09.2012)
2. Реализационный этап (01.10.2012 – 15.05.2013)
3. Итоговый этап (май — июнь 2013)
9. План мероприятий по реализации проекта
План — график реализации социально-педагогического проекта «Я познаю мир»
(«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»).
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать координацию мелких движений кисти рук, учить различать размеры колец и располагать их в определённой последовательности, в постепенно убывающем порядке, понимать слова «надень», «сними», «кольцо», и название цвета, а детей в возрасте 2-х лет и называть их.
Ход игры: Воспитатель даёт ребёнку пирамидку из 3-х колец одного цвета, резко контрастных по размеру. На глазах у детей собирает башенку, приговаривая: «Возьму самое большое кольцо (надевает его на стержень), а теперь возьму кольцо поменьше, а теперь самое маленькое». Предлагает детям собирать башенку, помогая, если ребёнок затрудняется.
Дидактическая игра «Соберем яблоки для ежика»
Цель: формировать умение различать и выделять в предметах два цвета спектра (желтый и красный) и геометрическую форму (круг); формирование умение помогать товарищам (ежику).
Ход игры: Воспитатель просит детей помочь ежику, который нес много яблок на своих иголках для ежат, но, к сожалению, они рассыпались на дорожке.
Дидактическая игра
«Чудесная коробочка»
Цель: знакомство детей с основными геометрическими фигурами, с соотношением и различаем их форм, цветов и размеров.
Дидактическая игра
«Кубик на кубик»
Цель: формирование умения собирать устойчивую и ровную башенку из кубиков путем постановки их друг на друга; дать понять детям, что постройку можно использовать для игры; закрепить понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик».
Дидактическая игра
«Найди тарелочку для чашечки»
Цель: знакомить с основными цветами спектра; совершенствовать мелкую моторику, развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, память.
Дидактическая игра «Собери грибочки на полянке»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, цвету; осуществляя выбор из трех цветов одинаковой формы; развитие мелкой моторики.
Дидактическая игра
«Собери картинку»
Цель: упражнять детей в умении складывания целостной картинки, состоящей из 4 – 6 частей.
Дидактические игры — шнуровки: «Пуговица», «Яблоко»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: закрепление навыков детей узнавать предметы по характерным признакам.
Ход игры: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
- Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.
Дидактическая игра «Найди друга»
Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен.
Ход игры: педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: того, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.
Дидактическая игра «Водопой»
Цель: закрепить умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее; формировать умение называть домашних животных и их детенышей.
Материал: игрушечные домашние животные: корона, собака, кошка, лошадь, свинья, их детеныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные); игрушечный кувшинчик.
Ход игры: предложить ребенку налить в поилки воду и напоить живот-ных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корону с теленком к поилке» и т. д.
2 Основополагающий вопрос: Ребёнок на улице. Что делать? Проблемные вопросы: 1.Как вести себя в городском транспорте? 2.Зачем нужны дорожные знаки? 3.Что делать, если я потерялся? Учебные вопросы: 1. Кому надо уступать место в транспорте? 2. Нужна ли этика в транспорте? 3. Откуда взялись дорожные знаки? 4. О чём говорят дорожные знаки? 5. Кто я? 6. Кто поможет?
Аннотация проекта Познакомить детей с правилами: входить в заднюю дверь, выходить – через переднюю, детям нельзя ездить в транспорте одним без взрослых; разговаривать надо так, чтобы не мешать другим; нельзя стоять у двери; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; принято уступать место пожилым людям и инвалидам. Познакомить детей с различными дорожными знаками. Ребёнок должен знать ф. и. о. своё и родителей, адрес, телефон свой, обращаться за помощью только к милиционеру, военному. 3
Ожидаемые результаты: После завершения проекта воспитанники смогут: использовать правила безопасного поведения в городском транспорте; различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно обращаться не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному. Хорошо знать домашний адрес, телефон свой и родителей. 4
Темы самостоятельных исследований: 1. Изучение правил поведения в транспорте, устройства проезжей части. 2.Подготовиться к встрече с различными жизненными ситуациями. 3. Соблюдение правил безопасного поведения на улице. Результаты представления: Презентация воспитанника. К проекту разработаны: Дидактические материалы: Карточки «Дошкольник и дорога», настольно- печатные игры, библиотечка «Школа Незнайки». Анкеты для детей. Документы по оцениванию: Таблица З-И-У Журнал участника проекта 5
Этапы и сроки проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований воспитанников), Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 3 занятия. Выбор творческого названия проекта (совместно с воспитанниками) – 1 занятие. Обсуждение плана работы с воспитанниками в группе – 2 занятия. Обсуждение с воспитанниками возможных источников информации – 1 занятие. Самостоятельная работа воспитанников по обсуждению задания каждого в группе – 1 месяц. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 6 месяцев. Подготовка воспитанниками презентации по отчету о проделанной работе – 1 месяц. Защита полученных результатов и выводов – ролевая игра в виде конференции. 6
Информационные ресурсы: 7 1.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» 2.«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина 3. и дорога&img_url=rweek.ru%2Fup%2Fnews%2Fimg%2FeBuwFQ7s5Nu6e57nzAywnv3l и дорога&stype=simage&img_url=woman-happy.ru%2Fuploads%2Fposts%2F %2Fthumbs%2F epad.com%2F.a%2F6a00e54ed0df b750d9970c-800whttp://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&rpt=simage&text=дети&img_url=andybraner.typ epad.com%2F.a%2F6a00e54ed0df b750d9970c-800w 6. house.ru%2Fuploads%2Fposts%2F %2Fthumbs%2F _ _5.jp