Игровое занятие "просим к столу". Алексей толстой - золотой ключик, или приключения буратино Ход игровой деятельности
Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чём не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.
Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках - цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
Да ну вас, в самом деле...
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!"- подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
"Здорово птиц гоняет",- с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки,- сказала девочка.
Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки. Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось всё-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,- сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займёмся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
Врёте, ни одного...
Я говорю,- терпеливо повторила девочка,- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Ольга Волова
В нашем детском саду прошла неделя театра . Итог в подготовительной группе - показ спектакля для школьников первого класса.
" Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино "
Цель : приобщение детей к культуре театрального искусства , активизировать творческую активность детей, воспитывать уверенность в себе.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Задачи :
1. Образовательные.
Продолжать формировать представление о назначении театра , его видах, специфике актёрского искусства, о различных театральных профессиях (артист, гримёр, костюмер, суфлер, гардеробщик, о внутренних помещениях театра (гардероб, зрительный зал, сцена, гримерная, буфет и др.)
2. Развивающие.
Развивать устойчивый интерес к театральному искусству .
Развивать фантазию, творческие способности, индивидуальность каждого ребёнка.
Расширять объем словаря, развитие диалогической речи, связной речи.
3. Воспитательные.
Воспитывать культуру поведения в театре .
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, творческую интуицию, умение общаться в коллективе сверстников.
Подготовительная работа .
Беседа о театре , рассматривание иллюстраций театров , театральных профессий .
Чтение художественной литературы : рассказ «О театре » Д. Эдвардса, просмотр презентации «Правила поведения в театре » .
Подготовка вместе с детьми мини-спектакля «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино » по сказке А . Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино "
Настроить детей на выступление перед детьми первого класса.
Привлечь к организационной работе родителей, с их помощью изготовить костюмы и декорации и необходимые атрибуты.
Изготовление с детьми афиши и пригласительных билетов.
Подготовить музыкальное сопровождение сказки .
Оборудование :
Вешало для гардероба, театральная касса , музыкальный центр, кукольный дом, чулан, стол, кукольная посуда, костюмы.
Ход досуга
Приглашенные зрители сдают одежду в гардероб, получают номерок и проходят в «холл»
Воспитатель :. Здравствуйте гости. Ребята посмотрите, куда мы попали? Это волшебная страна – Театр , страна прекрасных превращений. Вы были в театре ? Давайте вспомним что мы знаем о театре .
Скажите пожалуйста, что висит на стене?
Дети : Это афиша!
Воспитатель : А для чего нужны афиши?
Дети : Афиши нужны для того, что бы люди могли прочесть и узнать о том, какой будет спектакль, какие актеры будут задействованы. В какое время состоится, во сколько и сколько стоит билет.
Воспитатель : Давайте рассмотрим нашу афишу, кто же здесь будет выступать?
Дети : Это герои из сказки «Буратино » .
Воспитатель : В театр можно просто так зайти?
Дети : Нет. Нужен билет.
Воспитатель : А где можно приобрести билет?
Дети : В театральных кассах .
Воспитатель : А еще бывают пригласительные билеты. За них не нужно платить. Такие билеты дарятся близким и знакомым.
Воспитатель : Теперь вы зрители проходите, и занимайте свои места.
Дети под музыку входят в зал и рассаживаются по местам.
Воспитатель : Давайте вспомним с вами как нужно вести себя в театре . (диалог воспитателя с детьми)
Воспитатель : Отлично! Теперь наши артисты готовы выступать, но что бы показать представление, нужен главный человек. Кто у нас в группе главный ?
Дети : Воспитатель!
Воспитатель : А в театре самый главный – режиссер.
Давайте сегодня режиссером будет Ольга Николаевна, а суфлером – Светлана Владимировна
Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино .
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой. (чтец 1)
(бабочки летают)
Её лицо было свежевымыто, на вздёрнутом носике и щеках – цветочная пыльца. (чтец 2)
Ожидая Буратино , она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек : (чтец 1)
– Да ну вас, в самом деле… (Мальвина)
(бабочки сели, появился Буратино )
Мальвина оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао. (чтец 2)
Буратино сел за стол , подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. (чтец 1)
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. (чтец 2)
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. (чтец 1)
Поперхнулся, пролил какао на скатерть. (чтец 2)
Тогда девочка сказала ему строго : (чтец 1) – Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. (Мальвина) – От возмущения она хлопала ресницами. (чтец 1) – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста? (Мальвина)
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто. (Буратино )
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны. (Маливина)
«Вот так влип!» (Буратино ) – подумал Буратино . (чтец 2)
(бабочки летают)
На траве вокруг дома носился за маленькими красивыми бабочками пудель Артемон. (чтец 2)
Когда она садились на цветы, Артемон радостно подпрыгивал и весело лаял (чтец 1)
«Здорово бабочек гоняет» , (Буратино ) – с завистью подумал Буратино . (чтец 2)
(бабочки сели)
От приличного сидения за столом, у него по всему телу ползли мурашки. (чтец 1)
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и , повела в дом – заниматься воспитанием. (чтец 2)
Огибают дом, тем временем убрать сервировку и положить школьные принадлежности
А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; бабочки, нисколько не боясь его, весело летали; ветерок весело летал над деревьями. (чтец 1)
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, (Мальвина) – сказала девочка и взяла кусочек мела. (чтец 1) – Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока… (Мальвина)
Буратино хитро подмигнул : (чтец 2)
– Врёте, ни одного… (Буратино )
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка (чтец 1) – предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? (Мальвина)
– Два. (Буратино )
– Подумайте хорошенько. (Мальвина)
Буратино сморщился – так здорово подумал. (чтец 2)
– Два… (Буратино )
– Почему? (Мальвина)
– Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! (Буратино )
– У вас нет никаких способностей к математике, (Мальвина) – с огорчением сказала девочка . (чтец 1) – Займёмся диктантом. (Мальвина) – Она подняла к потолку хорошенькие глаза. (чтец 2) – Пишите : «А роза упала на лапу Азора» . Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. (Мальвина)
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы. (чтец 1)
Девочка сказала : «Пишите» , – и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса. (чтец 2)
Девочка всплеснула руками, у неё даже брызнули слёзы. (чтец 2)
– Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны! (Мальвина)
Она высунулась в окошко. (чтец 2)
– Артемон, отведи Буратино в тёмный чулан ! (Мальвина)
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и , пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками. (чтец 1)
Убрать канцелярию и постелить скатерть
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца. (чтец 2)
Буратино ворчал в тёмном чулане : (чтец 1)
– Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое… (Буратино )
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами : (чтец 2)
– Слушай, слушай…
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь. (УЛЯ)
– Тебе чего? (Буратино )
– Дождись ночи, Буратино . (Воспитатель)
– Тише, тише, – шуршали пауки по углам, – не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек… (Воспитатель)
Буратино сел на сломанный горшок, подпёр щёку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость. (чтец 1)
– Разве так воспитывают детей?. Это мученье, а не воспитание… Так не сиди да так не ешь… Ребёнок, может, ещё букваря не освоил – она сразу за чернильницу хватается… А кобель небось гоняет за птицами – ему ничего (Буратино )
Летучая мышь опять пискнула : (чтец 2)
– Дождись ночи, Буратино , я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи. (Воспитатель)
(бабочки полетели и все вышли на поклон)
Зрители аплодируют, артисты уходят.
Закончили театрализованную деятельность беседой со зрителями о спектакле. Кто и что им больше всего понравилось? Хотели бы они еще побывать у нас в театре ?
ГУО « Средняя школа № 26 г.Гродно»
Занятие по культуре питания в 1 классе
«Приглашение к столу»
Учитель начальных классов
Кулакова Наталья Ивановна
2012/2013 уч.г.
Классный час в 1 классе
Тема: Приглашение к столу
ЦЕЛЬ:п ознакомить детей с правилами сервировки стола и поведения за столом
п ривить полезные умения и навыки, закрепляющие важные человеческие качества
(аккуратность, умение держаться за столом)
содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата
в оспитывать культуру застольного этикета и общения с людьми
Скатерть для сервировки
Посуда, салфетки, приборы для сервировки
Иллюстрации поведения за столом
Правила поведения перед едой, во время еды, после еды
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Друзья, я очень рада
Приветствовать всех вас.
И для меня награда –
Сиянье ваших глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Успех придет к вам, без сомненья,
Вперед, за дело, любознательный народ!
Введение в тему
Ученик:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Учитель: слайд 2
Тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ложек, ни ножей. Воины, возвратившиеся из похода, кинжалами и охотничьими ножами отрезали мясо от туши. Громко чавкая, сопя, они с треском разгрызали и высасывали мозговые кости. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит.
Ученик (читает стихотворение Б. Кожевникова «Медвежонок»)
Эй, послушай, косолапый,
Разве можно кушать лапой?
Нет, нельзя, - вздохнул он грустно, –
Только очень, очень вкусно.
Вот попробую немножко.
А потом пойду за ложкой.
Вам понравилось стихотворение?
Что вызвало смех?
Чего не знал косолапый?
Как вы думаете, о чем хотел сказать автор стихотворения?
Учитель: слайд 3
Ребята, а вы знаете, что уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.
На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.
слайд 4
Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.
Сообщение темы занятия
Вам, наверное, нередко приходится слышать замечания взрослых: «Убери локти со стола!», «Не разговаривай с полным ртом». Вы думаете, что взрослые просто придираются к вам. Не все ли равно, как человек ест? Или это имеет значение, как вы считаете?
Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого.
А давайте, только на одну минутку заглянем в гости к сказочным героям сказки А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино. слайд 5
…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго…
– Как вы думаете, а какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)
О т в е т: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.
Все правила поведения за столом не выдуманы. Они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с вами. Сегодня мы будем поговорить об основных правилах поведения за столом, чтобы вы не попадали в неудобное положение.
Как правильно накрыть стол слайд 6
Знаете, у французов есть такая поговорка «Аппетит приходит во время еды». И действительно, чем красивее выглядит тарелка с едой, тем с большим аппетитом человек ест.
Но приятные вкусовые качества еды должны дополняться и красиво оформленным столом, это создаст хорошее настроение. Стол не следует сервировать задолго до начала еды: блюда теряют свой привлекательный ви остывают. Скажите, по каким случаям мы накрываем стол, сервируем его? (Каждый день, по праздникам.)
Да, есть сервировка стола повседневная. Это, когда мы накрываем стол на завтрак, обед, ужин и вечерний чай. А еще есть сервировка стола праздничная. Очень часто мы встречаем гостей и любим это делать.
Игра «Сервируем стол»
Накрываем стол скатертью.
Расставляем тарелки, раскладываем столовые приборы, раскладываем салфетки.
Первое блюдо (подставка + тарелка + ложка носиком вверх + салфетка).
Второе блюдо (подставка + тарелка + нож справа + вилка слева + салфетка).
Чай (блюдце с чашкой ручкой влево + пирожок слева + салфетка).
Итак, стол накрыт! И сейчас мы постараемся раскрыть тайны культурного обращения с такими хорошо нам известными предметами.
слайд 7
Вилка, ложка и нож – важные и незаменимые помощники человека во время еды. Они также могут являться украшением стола. (данную информацию дает учитель или подготовленные учащиеся)
Ученик 1.
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.
Немного истории …
слайд 8
У вилки очень интересная история. Известно даже точное время и место ее рождения. 1072 год, Константинополь, императорский дворец. Первая вилка была сделана в единственном экземпляре из золота, ее ручку сделали из слоновой кости и украсили инкрустацией из перламутра. Эта вилка была изготовлена специально для вдовы императора Михаила Дуки – принцессы Марии Иверской. Она сама придумала и заказала этот столовый прибор, так как считала для себя унизительным есть руками.
Через 100 лет вилка попала в Италию. Здесь ее изготовили уже в двух экземплярах – для Папы Римского и венецианского дожа. Она была сделана с двумя зубцами, но служила в основном как символ престижа, а не как столовый прибор. Так как общепринято было есть руками или ложкой.
Лишь в конце 14 века короли Франции начали регулярно использовать вилку в качестве столового прибора. Церковь настойчиво выступала против использования вилки, считая ее символом развращения и распущенности. Ее использование считали безбожным делом и связью с дьяволом.
Слайд 9 - 10
Обычно блюда едят с помощью ложки, вилки и ножа. Ложку держат всегда в правой руке, нож тоже, а вот вилку в левой. Ложку, вилку и нож после еды следует оставлять в тарелке или положить на специальную подставку Во время еды нужно стараться, чтобы руки были прижаты к телу, а кисти рук свободно двигались.
Ученик 2.
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
Ученик 3.
Есть с ножа – невежество,
Кто ест с ножа – обрежется!
Ученик 4.
Ложка в чашке – не пропеллер,
Не спеша помешивай,
Чтобы гости не смотрели
На тебя насмешливо.
Ученик 5.
Не вытирай свой рот рукой –
Салфетка есть перед тобой.
слайд 11
Салфетка служит для предохранения одежды от загрязнения, для вытирания губ и пальцев. Салфетки кладут слева от вилок. Салфетку можно положить между ножом и вилкой. Можно положить на месте тарелки или поверх нее, в зависимости от того, как она сложена.
- Ну вот, стол уже накрыт. Как пользоваться столовыми приборами мы знаем, наверное, можно и за стол садиться? Почему нет? (нужно помыть руки)
А зачем нужно мыть руки перед едой?
Мультфильм «Смешарики. Чистые руки»
слайд 12-13
Как правильно сидеть за столом
Стол накрыли, руки помыли. Можно приступать к еде. Скажите, ребята, а как нужно сидеть за столом? Помогите мне, расскажите, какие правила соблюдают воспитанные люди за столом.
Ученик 6.
Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся –
Это не качели.
Ученик 7.
Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.
Ученик 8.
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.
Слайд 14
Итак, мы запомнили, что…
Садиться на стул нужно не на краешек, а полностью, чтобы чувствовать спинку стула. Сев на стул, его нужно придвинуть к столу, но не близко. Сидеть нужно прямо, но свободно.
2. Не болтать ногами, не жестикулировать, не разговаривать во время еды. Если локти лежат на столе, они занимают место, предназначенное для тарелок
Конечно, ребята, очень важно то, как выглядит стол во время приема пищи, внешний вид блюда и самого человека, но самое важное – как человек умеет есть. Люди, которые едят неаккуратно, некрасиво, портят другим аппетит. С ними неприятно общаться, их никто не захочет пригласить на праздничный ужин или даже просто составить компанию за обедом в столовой.
Игра « Заморочки из бочки » слайд 15
Дети достают вопрос из конверта и отвечают на него.
Как поступить, если супа в тарелке осталось совсем мало? ( В гостях суп оставляют недоеденным. Дома можно наклонить тарелку от себя, но осторожно, чтобы не пролить суп на скатерть).
Как поступить, если тебе нужно что-нибудь достать с другого края стола? ( Вежливо попросить соседа, чтобы он передал)
Почему нельзя разговаривать с полным ртом едой? (Можно подавиться, выронить пищу изо рта. Поэтому следует сначала проглотить пищу, а потом уже разговаривать. Во время еды нельзя громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке, нужно стараться есть беззвучно)
Как нужно обращаться с хлебом? ( Не нужно катать шарики из хлеба, нельзя его крошить зря, нужно доедать кусочек до конца)
Что нужно сделать после того, как вы закончили кушать? (Следует поблагодарить хозяйку, если вы в гостях, а дома – маму)
Закреплени е
« Хорошо или плохо» ( работа в группах)
Дети получают картинку с ситуацией, обсудив в группах, объясняют, правильно ли ведут себя герои и какое правило поведения за столом они нарушили.
Игра-тест « Выбери правильный ответ»
Слайды 16-56
Итог занятия. Рефлексия
– Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)
Какие правила поведения за столом вы запомнили?
–Давайте посмотрим на доску и найдем рисунки, на которых зверята соблюдают правила поведения за столом.
– На каких картинках зверята нарушают правила? Поясните, что звери делают не так?
А сейчас, прошу вас показать на светофорчике, как вы усвоили правила, о которых мы говорили сегодня. Кто хорошо усвоил правила поведения за столом, зажгите зеленый сигнал, а тот, кто сомневается в своем поведении за столом – желтый.
Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого захочется пригласить еще раз.
Литература и интернет-источники
1. Васильева-Гангнус Л. “Азбука вежливости”.
2. Дунцова К.Т., Станкович Г.П. “Этикет за столом”.
3. Козлова Т.А. Разработки занятий по этическому воспитанию учащихся. 2 класс. – Мозырь: ООО ИД « Белый ветер», 2008
4. Чичёв Юрий «Что такое этикет, стихи для детей»
5. Шалаева Г., Журавлева О., Сазонова О. «Правила поведения для воспитанных детей»
6. Как правильно есть некоторые продукты
7. Правила поведения за столом для школьников
8 . Этикет и общество “Энциклопедия этикета”.
9. Иллюстрации из книги Г. Шалаевой, О. Журавлевой, О. Сазоновой «Правила поведения для воспитанных детей»
10. В материале использованы слайды игры- теста «Культура поведения за столом» , автор А.
11 . мультф ильм «Смешарики. Чистые руки»
12. Картинки «Этикет за столом» (для оформления доски) : Портал Челябинский ДОШКОЛЬНЫЙ
Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом... Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.
Сова приложила ухо к груди Буратино.
- Пациент скорее мертв, чем жив, - прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.
Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:
- Пациент скорее жив, чем мертв...
Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.
- Одно из двух, - прошелестел он, - или пациент жив, или он умер. Если он жив - он останется жив или он не останется жив. Если он мертв его можно оживить или нельзя оживить.
- Шшшарлатанство, - сказала Сова, взмахнула мягкими крыльями и улетела на темный чердак.
У Жабы от злости вздулись все бородавки.
- Какакокое отвррратительное невежество! - квакнула она и, шлепая животом, запрыгала в сырой подвал.
Лекарь Богомол на всякий случай притворился высохшим сучком и вывалился за окошко.
Девочка всплеснула хорошенькими руками:
- Ну, как же мне его лечить, граждане?
- Касторкой, - квакнула Жаба из подполья.
- Касторкой! - презрительно захохотала Сова на чердаке.
- Или касторкой, или не касторкой, - проскрежетал за окном Богомол.
Тогда ободранный, в синяках, несчастный Буратино простонал:
- Не нужно касторки, я очень хорошо себя чувствую!
Девочка с голубыми волосами заботливо наклонилась над ним:
- Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей.
- Не хочу, не хочу, не хочу!..
- Я тебе дам кусочек сахару...
Тотчас же по одеялу на кровать взобралась белая мышь, она держала кусочек сахару.
- Ты его получишь, если будешь меня слушаться, - сказала девочка.
- Один сааааахар дайте...
- Да пойми же, - если не выпьешь лекарства, ты можешь умереть...
- Лучше умру, чем пить касторку...
Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом:
- Зажми нос и гляди в потолок... Раз, два, три.
Она влила касторку в рот Буратино, сейчас же сунула ему кусочек сахару и поцеловала.
- Вот и все...
Благородный Артемон, любивший все благополучное, схватил зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз.
ДЕВОЧКА С ГОЛУБЫМИ ВОЛОСАМИ ХОЧЕТ ВОСПИТЫВАТЬ БУРАТИНО
Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый как ни в чем не бывало.
Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.
Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках - цветочная пыльца.
Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоевших бабочек:
- Да ну вас, в самом деле...
Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
- Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
- Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
- Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
"Вот так влип!" - подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.
"Здорово птиц гоняет", - с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием.
А веселый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистали; ветерок весело летал над деревьями.
- Снимите ваши лохмотья, вам дадут приличную куртку и штанишки, сказала девочка.
Четверо портных - мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта - шили из старых девочкиных платьев красивый мальчишеский костюм. Шепталло кроил, Дятел клювом протыкал дырки и шил. Рогач задними ногами сучил нитки, Лизетта их перегрызала.
Буратино было стыдно надевать девчонкины обноски, но пришлось все-таки переодеться. Сопя носом, он спрятал в карман новой куртки четыре золотые монеты.
- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. - Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, - так здорово подумал.
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. - Займемся диктантом.
Она подняла к потолку хорошенькие глаза.
- Пишите: "А роза упала на лапу Азора". Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.
Девочка сказала: "Пишите", - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.
- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Она высунулась в окошко:
- Артемон, отведи Буратино в темный чулан!
Благородный Артемон появился в дверях, показывая белые зубы. Схватил Буратино за курточку и, пятясь, потащил в чулан, где по углам в паутине висели большие пауки. Запер его там, порычал, чтобы хорошенько напугать, и опять умчался за птичками.
Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.
Буратино ворчал в темном чулане:
- Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...
В чулане послышался тоненький скрип, будто кто-то скрежетал мелкими зубами:
- Слушай, слушай...
Он поднял испачканный в чернилах нос и в темноте различил висящую под потолком вниз головой летучую мышь.
- Тебе чего?
- Дождись ночи, Буратино.
- Тише, тише, - шуршали пауки по, углам, - не качайте наших сетей, не отпугивайте наших мушек...
Буратино сел на сломанный горшок, подпер щеку. Он был в переделках и похуже этой, но возмущала несправедливость.
- Разве так воспитывают детей?.. Это мученье, а не воспитание... Так не сиди да так не ешь... Ребенок, может, еще букваря не освоил, - она сразу за чернильницу хватается... А кобель небось гоняет за птицами, - ему ничего...
Летучая мышь опять пискнула:
- Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в Страну Дураков, там ждут тебя друзья - кот и лиса, счастье и веселье. Жди ночи.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
По программе по общекультурному направлению: «В стране Этикета», разработанной на основе программы по внеурочной деятельности
Технология занятия: игровая.
Методические приёмы: С/игры; практические действия.
Предварительная работа: чтение сказки «У Солнышка в гостях», просмотр мультфильма «Лиса и журавль», разучивание сценки «Как завтракал Буратино», разучивание стихотворений, чтение правил поведения за столом.
Цель: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Коррекционно-образовательная цель: расширять представления детей об окружающем мире, учить культуре поведения за столом.
обобщить и систематизировать знания детей об этикете;
формировать коммуникативное общение детей;
Развивающая цель:
развивать воображение средствами художественного творчества , развивать зрительное восприятие;
Воспитательная цель : воспитывать умение подражать хорошим поступкам детей, делать приятное другим.
Формирование УУД:
Личностные действия: Уважение к людям, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «гостеприимность», «сервировка», «столовые приборы»
Средства обучения:
Наглядные: Плакаты «Правила поведения за столом», памятки, пожелания, Солнышко, костюмы персонажей сказки «У Солнышка в гостях», Буратино и Мальвины.
Технические: Компьютер, интерактивная доска, презентации;
аудиозапись сказки «Лиса и журавль», аудиозаписи песен «Буратино», «В гостях у сказки».
Ход занятия
Под музыку «В гостях у сказки» дети в масках сказочных животных входят в класс.
Вступительное слово учителя
Я рада вас видеть. (Перечисление героев по именам: курочка, заяц и т.д.)
Вы на прошлом занятии разбудили Солнышко, но его что-то не видно. Давайте позовем его:
- Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!
Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.
На доске открывается улыбающееся Солнышко. Дети рассаживаются вокруг стола.
На нашем занятии Вы увидите еще сказочных героев. Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?
Стук в дверь.
У. Кто-то стучится в нашу дверь (под музыку «Буратино» входят Буратино и Мальвина).
У. Здравствуйте. Да это наши любимые герои! Кто узнал наших сказочных персонажей?
Дети. Это Буратино и Мальвина.
У. Из какой сказки они пришли?
Д. “Золотой ключик, или приключения Буратино”
У. Буратино и Мальвина подготовили для нас сценку. Сядем поудобнее и посмотрим.
Сценка “Как Буратино завтракал”.
Мальвина оглядела деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.
Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
– Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. – От возмущения она хлопала ресницами. – Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.
«Вот так влип!» – подумал Буратино.
На траве вокруг дома носился за маленькими птичками пудель Артемон. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием. (музыкальная игрушка
)
«Здорово птиц гоняет», – с завистью подумал Буратино.
От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки.
Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом – заниматься воспитанием.
Мальвина . Какой же ты невоспитанный и некультурный, Буратино!
Буратино . Мальвина, я не понимаю, за что ты меня ругаешь. Ребята, подскажите мне, что я неправильно делал за завтраком? (Ответы детей)
У. Совсем расстроенный сидит Буратино. Давайте попросим остаться Буратино и Мальвину. Слушая внимательно ответы детей, ты тоже многие правила культурного поведения запомнишь.
Сегодня мы с вами продолжим говорить о правилах поведения за столом. Помните ученика Федю? На его ошибках вы учились с 1 сентября.
Он выслал нам свои рисунки с просьбой помочь определить «Что такое хорошо, а что такое плохо?» На каком из рисунков мальчик соблюдает правила этикета?
Показ слайдов
-А теперь внимательно послушайте сказку, которая называется «Лиса и журавль».
Дети прослушивают аудиосказку «Лиса и Журавль»
-Понравилась вам сказка?
-Можно ли лису назвать гостеприимной? Почему?
-А журавля?
(Обсуждение сказки с детьми).
- Сегодня, дети, мы познакомимся с новой сказкой. Вы внимательно смотрите, слушайте и после просмотра ответите на вопросы.
Она называется «Как собачка свинью в гости пригласила».
Чтение сказки с презентацией.
-Скажите, дети, о чем эта сказка?
-Итак, каким гостем оказалась свинья? (Невоспитанной)
– Скажите, что она сделала не так?
(Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все «сожрала», даже свечку солью посолила и съела ее вместе с розой. Потом улеглась на скатерть и говорит:
- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почиталаили сказку какую-нибудь рассказала…)
– Что ей сказала собака? (Совести у тебя нет )
-Можно ли свинью назвать вежливой?
- Почему собака залаяла на свинью?
Ребята, вы молодцы, умеете правильно вести себя за столом.
Сейчас я прочитаю вам отрывки из разных стихотворений, вы внимательно их прослушаете и определите, в каких из них не соблюдаются правила этикета.
Я хотел устроить бал
И гостей к себе (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не (идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек (отломил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту (съел).
Когда же гости подошли,
Они не крошки не (нашли).
-Вот так поступил мальчик. Хорошо или плохо? А как нужно принимать гостей?
- Гостей приглашают, готовят вкусное угощенье, наводят порядок в доме. Как этот мальчик Вова.
Ждет гостей сегодня Вова –
В пять часов друзья прейдут
Но не все еще готовлю
Беспорядок там и тут.
Поднял Вова. С пола мишку
Все игрушки в шкаф убрал,
Разложил по полкам книжки,
Чашки с блюдцами достал.
К чаю сладкие ватрушки
Мама с сыном испекли.
Где же вы, друзья подружки?
В дверь звонок! Ура! Пришли!
А Алене и Наташе
Положу горячей каши
Только надо не забыть
Чисто руки нам помыть
Руки вымыть? Ну что же,
Вот теперь обедать можем
-Понравился вам мальчик?
-Можно сказать, что Вова соблюдает правила этикета?
За обедом баловник
Озорник Павлуша,
Стол качал, шумел, смеялся
Мальчик непослушный.
Не хочу борща, не надо.
Дай мне, мама, винограда,
Винограда, Павлик, нет,
Если хочешь, дам котлет
Не хочу котлет, не надо,
Дай мне лучше мармелада.
Мармелада точно нет,
Но послушай, мой совет:
Про капризы позабудь
И всегда мужчиной будь…
-Как можно назвать мальчика? Почему?
-Что Павлик сделал неправильно?
-Позволяют ли правила этикета так себя вести за столом ?
-Что же такое сервировка стола?
Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами.
-Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.
Дети сервируют стол для чаепития
-О чём же сегодня мы с вами говорили на уроке?
- Как правильно вести себя за столом?
(Дети читают с салфеток)
Перед едой вымой руки с мылом.
Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережёвывая пищу.
Сладости кушай только после обеда.
Не ставь локти на стол.
Не разговаривай с полным ртом.
Используй салфетку.
Поблагодари.
А Фея чистоты расскажет нам стихотворение Ирины Горюновой:
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Аккуратно кушай хлеб-
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис… не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты кашу ел.
Слова благодарности от учителя
Спасибо за работу,
За доброту, заботу.
За ласковое солнце,
И небосвода синь.
Спасибо всем гостям
За первое свиданье.
Родителям спасибо
За то, что помогли!
Дети дарят гостям Солнышко с пожеланиями.
-Я уверена, что каждый из вас сейчас и всегда будет соблюдать правила этикета за столом в школьной столовой.
Литература:
Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Свинья в гостях».
Словацкая народная сказка «У Солнышка в гостях».
А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Стихотворение И.Горюновой «Правила поведения за столом».
Н.Е Богуславская «Веселый этикет».
Презентации c сайта Viki .rdf .ru
Программа по внеурочной деятельности А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах».